ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
15
Древней Греции 8-5 вв. до н. э., социальной базой которого явилась
полисная демократия, открывшая дорогу к свободному обсуждению
социальных и духовных проблем. Сам термин «философия» впервые
использует древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (ок.
580 – 500 гг. до н.э.), истолкование же и закрепление термина связано
с именем Платона. С самого начала своего возникновения в отличие
от иных форм мировоззренческого сознания – предшествующей ей
мифологии и религиозного мировоззрения – филос. сознание избрало
своим ориентиром не авторитет и традицию, не слепую
догматическую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а
свободное, критическое, основанное на принципах автономии разума
осмысление мира и человеческой жизни. Философия
противопоставила антропоморфизму мифологии представление о
мире как о поле действия безличных объективных сил, а
традиционности и непосредственности мифа – сознательный поиск
альтернативных вариантов подобных представлений, их взаимную
критику и принятие какого-либо из этих вариантов на основе
логической аргументации. Это же стремление к миропониманию на
основе самодостаточности человеческого интеллекта отличает
философию от религиозного сознания, с которым она в течение мн.
веков находилась в тесном, порой весьма противоречивом, сложном
взаимодействии и которое исходит из существования принципиально
превышающего возможности человеческого сознания сакрального
источника знания, богодухновенности и откровения. Моменты
рационализации и критического мышления присутствуют и в
религиозном сознании, они реализуются в первую очередь в
богословии (теологии), в религиозной философии, но все-таки они
носят подчиненный, второстепенный характер по отношению к
непосредственности живой веры и обязательности догматов, к
стремлению достичь личностного общения с Богом. Философия
выступает прежде всего как рационально-теоретическая форма
мировоззрения даже в тех случаях, когда критическое развитие этой
установки приводит к скепсису или негативизму относительно
возможностей рационального подхода к глубинным проблемам
бытия. Напряженность творческих поисков филос. мысли связана
прежде всего со стремлением теоретически осмыслить проблему
отношения человека и мира, «вписанности» человека в мир,
выработать такое целостное понимание мира, которое давало бы
возможность включить в него человека и, напротив, рассмотреть
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- …
- следующая ›
- последняя »