Философский лабиринт - 16 стр.

UptoLike

Рубрика: 

16
человека с точки зрения универсума в целом, понять его место и
предназначение в природном и социальном мире. Основная проблема
заключается здесь в том, что человек выступает не просто как часть
мира в ряду др. вещей, а как бытие особого рода, выходящее за рамки
мира объектов, обладающее душевной и духовной жизнью,
способное в сознании и в практике проявлять активное отношение к
миру. По сравнению с другими формами мировоззрения эта проблема
в философии теоретически заострена, выступает наиболее рельефно,
составляя основу всех филос. размышлений об отношении субъекта и
объекта, духовного и материального сознания и бытия, свободы и
необходимости и т.д. «Единство противоположностей», заложенное в
самой сущности филос. мысли, связанное с необходимостью
«включения» человека в мир и вместе с тем рассмотрения его особого
места в мире, определяет глубинную диалектику философского
сознания. Акцентирование той или др. стороны проблемы,
ориентация на тот или иной ее полюс и явились предпосылкой
противопоставления материализма и идеализма, религиозной или
светской философии, философских концепций, стоящих на позициях
детерминизма или подчеркивающих значимость свободы воли,
антропологистских или космологистских тенденций и т.д.
Философская мысль всегда двигалась в «силовом поле» взаимной
полемики этих концепций и течений, и внутреннее единство
философии как определенного типа духовной деятельности может
быть понято только через эту полемику, диалогичность и
полифоничность философского сознания. Т.е. речь идет не о простом
благом пожелании или моральном принципе, а об объективной
необходимой норме подлинного филос. сознания, при нарушении
которой последнее деформируется или разрушается, как это видно на
опыте догматических идеологизированных систем философии.
Развитие философии приводит, естественно, к дифференциации
филос. знания, к выделению таких его областей, как теория познания,
философия природы, социальная философия, этика и эстетика.
Однако все эти дисциплины сохраняют свой подлинно филос.
характер в той мере и постольку, поскольку они в своей сфере
ориентируются на очерченную выше исходную мировоззренческую
проблематику философии. Выдвигая определенное понимание
«включенности» человека в мир, его места и предназначения в мире,
философия так или иначе, в более или менее явном виде намечала
некоторые «предельные основания» сознательного отношения к