ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
18
с понимания их единства и целостности. Поэтому первичными
формами бытия философских категорий выступают не столько
понятия, сколько смыслообразы, метафоры и аналогии. В истоках
формирования философии эта особенность прослеживается весьма
отчетливо. Даже в относительно развитых философских системах
античности многие фундаментальные категории несут на себе печать
символического и метафорического образного отражения мира
(«Огнелогос» Гераклита, «Нус» Анаксагора и т.д.). В еще большей
степени это характерно для древнеиндийской и древнекитайской
философии Здесь в категориях, как правило, вообще не отделяется
понятийная конструкция от образной основы. Идея выражается не
столько в понятийной, сколько в художественно-образной форме, и
образ выступает как главный способ постижения истины бытия.
Сложный процесс философской экспликации универсалий культуры
в первичных формах может осуществляться не только в сфере
профессиональной философской деятельности, но и в других сферах
духовного освоения мира. Литература, искусство, художественная
критика, политическое и правовое сознание, обыденное мышление,
сталкивающееся с проблемными ситуациями мировоззренческого
масштаба, – все эти области, в которые может быть вплавлена
философская рефлексия и в которых могут возникать в первичной
форме философские экспликации универсалий культуры. В
принципе, на этой основе могут развиваться достаточно сложные и
оригинальные комплексы философских идей. В произведениях
великих писателей может быть разработана и выражена в материале и
языке литературного творчества даже целостная философская
система, сопоставляемая по своей значимости с концепциями
великих творцов философии (например, литературное творчество
Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского). Но, несмотря на всю значимость
и важность такого рода первичных «философем», рациональное
осмысление оснований культуры в философии не ограничивается
только этими формами. На их основе философия затем вырабатывает
более строгий понятийный аппарат, где категории уже определяются
в своих наиболее общих и существенных признаках. Таким путем
универсалии культуры превращаются в рамках философского анализа
в философские категории – особые идеальные объекты (связанные в
систему), с которыми уже можно проводить особые мысленные
эксперименты. Тем самым открывается возможность для внутреннего
теоретического движения в поле философских проблем, результатом
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- …
- следующая ›
- последняя »