Философский лабиринт - 29 стр.

UptoLike

Рубрика: 

29
Смена форм материализма и идеализма исторически
происходила в результате перехода самого общества на качественно
новые уровни развития, возрастания роли науки в общественной
жизни, расширения сферы общественно-исторической практики.
Материалистическая философия исторически, кроме периода средних
веков, занимала господствующие позиции, отражала и отражает
интересы социальных слоев общества, заинтересованных в его
прогрессивном преобразовании, связанных с передовыми формами
трудовой деятельности, тогда как идеализм являлся и является
отражением взглядов консервативных слоев и классов, не
заинтересованных в позитивных переменах. Многие направления
идеалистической философии широко используют религию, которая
сама является одной из форм идеализма. Для современного этапа
развития философии, в отличие от предыдущих эпох, когда имела
место резкая конфронтация материалистического и идеалистического
направлений, является характерным их взаимодействие в форме
диалога. Современный материализм признает возможность
определяющей роли субъективного фактора в рамках отдельных
исторических процессов, тогда как многие идеалистические
направления включили в себя элементы диалектики, признание
решающей роли социально-экономических условий в развитии
общества и другие существенные положения материалистической
теории. Таким образом, современная философия открывает великую
эпоху синтеза духовных ценностей и традиций, снимает
идеологическую нетерпимость на основе принципов гуманизма и
уважения личности. Однако на сегодня это еще не означает
преодоления существенных различий между материализмом и
идеализмом по основополагающим проблемам бытия и сознания.
Содержание предмета философии формировалось исторически в
зависимости от уровня развития общества и данных научных
исследований: от натурфилософии древнего общества, когда
существовало единое естественно-философское знание о мире, через
новый этап натурфилософии эпохи Возрождения и периода нового
времени в условиях постепенного выделения из нее специальных
областей знания, к диалектическому и историческому материализму
Маркса и Энгельса со второй половины XIX в. В этот период
предметом философии становится изучение наиболее общих законов
развития природы, общества и человеческого мышления, а сама она
выступает не только как учение о бытии с его центральной