Философский лабиринт - 34 стр.

UptoLike

Рубрика: 

34
богатство и многообразие отношения человека к действительности, к
такому знанию о мире, которое включало бы представление о роли и
месте человека, «смысле жизни», направленности мирового процесса
и т.п.
Понятно, что абсолютность и предельность этих исходных
мировоззренческих ориентиров, рассматриваемых философией,
следует понимать в относительном значении, то есть брать их
исторически, применительно к определенному этапу развития
философского сознания, поскольку на каждом таком этапе
конкретная совокупность «предельных оснований» является
функцией как развития самой философии, так и общего уровня
развития культуры. Скажем, на так называемом метафизическом
этапе философии эти основания усматривались в «последних
сущностях» мира; немецкая классическая философия отыскивала эти
основания в диалектике взаимосвязи субъекта и объекта, понимаемой
как различные формы духовной деятельности; для некоторых
направлений современной философии в качестве такого рода
оснований выступают ценности и т. д.
Выполняя специфическую мировоззренческую функцию и не
являясь знанием о внешнем мире, взятом вне отношения человека к
миру, философия в то же время изначально выступает как Знание,
Наука. При этом философия со времени своего возникновения имеет
свои специфические социальные функции, само существование
которых, вообще говоря, не зависит от самого факта появления и
уровня развития конкретных наук. Иное дело, что при определенных
условиях, при размышлении над своими собственными задачами в
процессе осуществления своих изначальных функций, своей
«первичной интенции» философия может осознать себя как «критика
разума» (Кант), «наукоучение» (Фихте), «учение о логических
основаниях науки» (неокантианцы марбургской школы) и т.д. Но во
всех этих случаях подобная установка является развитием исходной
философской интенции. Это не отказ от классических задач
философии, а результат имманентного движения в них. В этом, в
частности, состоит принципиальное отличие методологических
концепций философии, ставящих во главу угла рефлексию над
наукой с точки зрения анализа философских проблем познания, от
позитивизма, отрицающего философскую рефлексию над наукой и
подменяющего ее конкретно-научным исследованием познания.