ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
16
заложить основы модели устойчивой мировой системы. Можно только сожа-
леть о том, что рекомендации этой конференции, состоявшейся еще в 1992 г.,
остались лишь на бумаге.
По мнению академика Н. Моисеева, в целях обеспечения выживания вида
homo sapiens должно быть построено информационное общество, управляемое
Коллективным разумом. Это не нечто сверхъестественное, не некая абсолют-
ная идея, а естественный феномен, который рождается в процессе общего по-
нимания целей, на основе общих знаний, заинтересованности в общем благе
планеты. Коллективный разум должен аккумулировать мудрость человека и со-
держать потенциальные возможности для принятия правильных решений. Ко-
нечно, в таком обществе, как бы мы его ни назвали, принципы экологической
этики будут доминировать в сознании людей, их реализация станет формой су-
ществования отдельной личности, человеческих коллективов, государственных
систем. В таких условиях экологическая этика может спасти человечество. Но и
в современной ситуации, когда большая часть человечества осознала трагизм
эпохи экологической катастрофы, можно сделать многое для того, чтобы прин-
ципы экологической этики стали потребностью души и сердца. Для этого необ-
ходимо единство действий всех представителей культуры, науки, образования,
их повсеместное включение в процесс экологического воспитания и образова-
ния, их мужество и целеустремленность ради будущих поколений.
Экологическая этика обращает внимание на вечную этико-
мировоззренческую проблему: каков смысл существования человека во Все-
ленной и Вселенной в человеке. Как полагает один из основоположников эко-
логической этики А. Леопольд, ее смысл – формирование нравственных ценно-
стей и сострадания к природе и чувства времени, перешагивающее рубеж одно-
го человеческого поколения и предполагающего заботу о природных условиях
существования будущих поколений. Экологическая этика – широкое поле для
философского анализа и одно из возможных направлений развития философ-
ского знания. Именно направленность в будущее, которая предполагает и забо-
ту о настоящем, отличает экологическую этику от традиционной этики.
Наш долг перед будущими поколениями можно охарактеризовать тремя
группами проблем: 1) проблемы, в рамках которых определяется само сущест-
вование подобного долга перед потомками, чье присутствие в современной
жизни невозможно сделать актуальным; 2) нормативно-этические вопросы,
затрагивающие конкретные черты предполагаемых прав потомков по отно-
шению к нам; 3) практические проблемы, связанные с сегодняшним воплощени-
ем в жизнь социальных программ ответственности пред будущими поколе-
ниями.
Экологическая этика уже сейчас может предположить следующие импе-
ративы диалога с будущим: отказаться от любых действий, которые могут по-
дорвать возможность существования будущих поколений; мера ответственно-
сти перед потомками должна быть приоритетной при принятии решений, ка-
сающихся здоровья человека и состояния окружающей природной среды; недо-
пустимо в интересах ныне живущих людей наносить ущерб интересам будущих
поколений. Сам факт появления экологической этики, ее «востребованно-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- …
- следующая ›
- последняя »