Прикладная этика - 15 стр.

UptoLike

Рубрика: 

15
научные принципы взаимодействия с ней с целью ее восстановления. Принцип
экологической этики: критическое отношение к своим знаниям об экосисте-
мах. Необходимо формировать новый нравственный императив: то, что допус-
тимо в прошлом, уже недопустимо сегодня. Это поможет выработать более
компетентные решения в исследовании природных комплексов.
Таким образом, разум человека, разрешая возникающие антиномии, вы-
рабатывает этико-экологические принципы, соответствующие эколого-
исторической ситуации. Эти принципы мы назвали принципами существова-
ния, они-то и должны определить пути и формы человеческой деятельности
по отношению к природе.
Важной проблемой, встающей перед человечеством, является решение
задачи о том, как сделать принципы экологической этики достоянием общест-
венного сознания, как превратить их в те «мимы» культуры (Докинз), которые,
будучи негенетической памятью человечества, сохранялись бы в мозгу челове-
ка, передаваясь из поколения в поколение. На этот вопрос давно уже дан ответ,
написана масса книг, статей, защищены диссертации. Все они утверждают не-
обходимость создания единой системы экологического образования и воспита-
ния. На базе принципов экологической этики должна быть создана целостная
философско-педагогическая концепция обязательного непрерывного экологи-
ческого воспитания и образования, а также эффективные методы формирования
экологической культуры личности, которая бы включала экологическую нрав-
ственность в качестве своей главной составляющей. Видимо, необходимо со-
гласиться с социальными идеями о необходимости разработки новых структур
общественных отношений в едином планетарном сообществе. Это отмечалось и
на большой международной конференции по устойчивому развитию мира, со-
стоявшейся в Рио-де-Жанейро на уровне глав правительств. В своем докладе
«За пределами роста» известные ученые глобалисты Мидоузы назвали обще-
ство, способное решить экологические проблемы «обществом устойчивого рос-
та». «Создание такого общества, − считают они, вопрос гражданской ответст-
венности, прозорливости, этики. Все это − свойства не высших технологий,
рынков, правительств, корпораций или компьютерных моделей, а человеческой
души и человеческого сердца». На эту конференцию была представлена и рабо-
та российских ученых по исследованию моделей оптимального развития миро-
вой системы и России, получившая одобрение ведущих глобалистов мира.
«Следует полагать, отмечалось в работе, что реальная и оптимальная для на-
шей эпохи социально-экономическая система, способная вывести человечество
из глобальной экологической катастрофы, ... экологический социализм. В такой
системе с одухотворенным разумом, свободной от дикого стимула умножения
капитала за счет разрушения биосферы, системы, способной к самоограниче-
нию, экологическая проблема может стать главенствующей в экономике, поли-
тике, нравственности». Как мы видим, эта идея вновь присутствует и в доста-
точно серьезном документе. Более того, в этой работе воспроизводится одна из
основополагающих идей русской философии об особой миссии России в разви-
тии человеческой цивилизации. Россия, как указывается в работе, обладает
всем необходимым для выполнения своего нового исторического назначения