Прикладная этика - 42 стр.

UptoLike

Рубрика: 

42
тановлены до тех пор, пока медицинские анализы не установят, каковы меха-
низмы, спровоцировавшие это заболевание.
Большинство групп по развитию биотехнологий, как, например, Фран-
цузские биотехнологии, объединяющая 82 предприятия, заботясь о финансовой
рентабельности, занимается в первую очередь исследованиями в области лече-
ния самых распространенных патологий, таких как шизофрения, астма, рак и
др. В зависимости от генетических реакций каждого пациента, эти методы ле-
чения дадут более эффективные результаты с меньшим количеством побочных
эффектов. Каждое открытие будет запатентовано, поскольку за ними лежит ог-
ромная финансовая выгода. Но экономические интересы человечества в облас-
ти живого мира поднимают бесконечные вопросы: является ли открытие гена
или создание нового вида путем генных изменений научными открытиями?
Сегодня представители общественного мнения не успевают отвечать на
множество подобных вопросов, поскольку наука и рынок движутся быстрее,
чем философская мысль и демократия. Так Ф. Фукуяма, занимающийся в по-
следнее время проблемами биотехнологий, предлагает вместо «нагруженного
ассоциациями» термина «евгеника» употреблять слово «выведение». А
Ю. Хабермас говорит о необходимости создания «либеральной евгеники», ко-
торая может получить развитие только в случае «отказа от несомненного пре-
дельного зла». И Хабермас, и Фукуяма исходят из того, что плодами биотехно-
логической революции будут пользоваться только общества либеральной демо-
кратии. Это общество представляет собой «странный мир» ведь в нем сочета-
ется, казалось бы, несочетаемое: демократия и авторитаризм, консерватизм и
либерализм, социализм и капитализм, модернизация и традиционализм, про-
гресс и регресс. Встраивание в этот мир биотехнологий, «новой евгеники» и
«геноломброзианства» (имеются в виду различные биосоциальные теории пре-
ступности, родоначальником которых явился итальянский психиатр и кримина-
лист Ч. Ломброзо, полагавший, что некоторые люди уж от рождения предрас-
положены к совершению преступлений) позволяет, по существу, говорить об
уничтожении основ цивилизации и собственно человечества.
В этой связи примечательна идеология нетократии (NETokратии) ново-
го общества, где «Сеть (Интернет) заменит человека в качестве великого обще-
ственного проекта». Нетократическая идеология строится на предвосхищении
установления новой формы правления генократии, суть которой состоит в
том, что власть и работодатели получают доступ к инструментам безупречного
генетического тестирования работников. Принцип «человек на своем месте»
возводится в ранг основополагающих. «Что может быть более естественно, чем
сравнение и ранжирование, – ведь в этом заключен естественный отбор, а какой
принцип селекции может быть более естественным, чем генетический?» во-
прошают шведские ученые А. Бард и Я. Зодерквист, авторы «манифеста» нето-
кратической философии
21
. В обществе, где новой правящей элитой являются
нетократы, нет ни государства, ни законов, ни этики. Легко представить себе,
21
Бард А., Зодерквист Я. НЕТократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма /
Пер. с англ. – СПб. Стокгольмская школа экономики, 2004.