Социальная философия. Дедюлина М.А - 279 стр.

UptoLike

279
будет выбрать путь, учитывающий как эти очевидные истины, так и другие
последствия глобализации. России предстоит сложная борьба за выживание и
преодоление глубочайшего системного кризиса в условиях нарастающих
тенденций глобализации. Их недооценка в XX в. привела нашу страну к
национальной и геополитической катастрофе, из которой выбраться будет
очень сложно.
Возможно ли сегодня, в эпоху биотехнологической революции, влиять на
поведение человека? Данная проблема широко обсуждается в ходе
политических, идеологических, методологических и правовых дискуссий,
проходящих в контексте возрождения евгеники. Родоначальником этой науки о
контроле над наследственностью человека принято считать Ф. Гальтона,
двоюродного брата Ч. Дарвина. Концептуальные основы евгеники заложил,
впрочем, еще Платон, утверждавший, что правитель должен позволять браки
лишь между наиболее достойными, породистыми гражданами и всячески
препятствовать созданию семей, в которых может появиться нежелательное
потомство.
Извращенное понимание евгеники как науки о неравенстве рас и «чистоте
крови» лежало в основе человеконенавистнических теорий Гитлера. По
образному выражению английского биолога-иммунолога, лауреата
Нобелевской премии по физиологии и медицине П. Медавара, при упоминании
о евгенике всегда будет чудиться «нестерпимый запах газовой камеры».
Ф. Фукуяма, занимающийся в последнее время проблемами
биотехнологий, предлагает вместо «нагруженного ассоциациями» термина
«евгеника» употреблять слово «выведение». А Ю. Хабермас говорит о
необходимости создания «либеральной евгеники», которая может получить
развитие только в случае «отказа от несомненного предельного зла». И
Хабермас, и Фукуяма исходят из того, что плодами биотехнологической
революции будут пользоваться только общества либеральной демократии. Это
общество представляет собой «странный мир» – ведь в нем сочетается, казалось
бы, несочетаемое: демократия и авторитаризм, консерватизм и либерализм,
социализм и капитализм, модернизация и традиционализм, прогресс и регресс.
Встраивание в этот мир биотехнологий, «новой евгеники» и
«геноломброзианства» (имеются в виду различные биосоциальные теории
преступности, родоначальником которых явился итальянский психиатр и
криминалист Ч. Ломброзо, полагавший, что некоторые люди уж от рождения
предрасположены к совершению преступлений) позволяет, по существу,
говорить об уничтожении основ цивилизации и собственно человечества.
В этой связи примечательна идеология нетократии (NETok-ратии)
нового общества, где «Сеть (Интернет) заменит человека в качестве великого
общественного проекта». Нетократическая идеология строится на
предвосхищении установления новой формы правления генократии, суть
которой состоит в том, что власть и работодатели получают доступ к
инструментам безупречного генетического тестирования работников. Принцип
«человек на своем месте» возводится в ранг основополагающих. «Что может
быть более естественно, чем сравнение и ранжирование, ведь в этом заключен