ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
4
плане конкуренции, а в силу своей специфики и стремления к самоорганизации.
И действительно, это – особый мир со своими проблемами, методами,
подходами, мир, еще не сложившийся окончательно, но формирующийся на
наших глазах.
В таком случае, чем же отличается социальное познание от познания
естественнонаучного:
1. В естественных науках первоначально какой-либо предмет можно
рассматривать изолированно от других, абстрагируясь от его связей и
взаимовлияний реального мира. Социальное познание, прежде всего, имеет
дело с системой взаимосвязей и отношений. Это связано с тем, что в
социальном познании невозможно представить предмет исследования –
собственность, власть, идеологию, культуру и т.д. – без системы отношений и
взаимовлияний.
2. В естественных науках открыты законы, действие которых достаточно
постоянно. Социальная жизнь, наоборот, очень подвижна, изменчива, потому
законы, действующие в обществе, имеют характер закономерностей.
3. Особенностью объекта социального знания является его историчность,
поскольку и общество, и личность, и формы их взаимодействия динамичны, а
не статичны.
4. В общественной жизни явления не совпадают с сущностью
значительно чаще, чем это наблюдается в природе. А отсюда – дополнительные
трудности социального познания.
5. В естественных науках, как известно, широко используются так
называемые жесткие познавательные процедуры, в познании социальной жизни
использование математических и подобных им процедур возможно лишь в
достаточно ограниченных пределах, а иногда просто невозможно.
6. В обществе действует субъективный фактор (сознание, воля, эмоции,
духовные ценности). Поэтому общество как объект познания очень капризно.
Дело в том, что общество – это люди. При изучении общества людей
классифицируют (пол, возраст, социальная группа, страт, конфессия и т.д.).
Изучая общество, мы обязательно даем различные оценки всем этим
образованиям, а, следовательно, затрагивает их чувства, интересы и т.п. Объект
познания может очень бурно реагировать на подобные оценки или вообще
пытаться наложить вето на познание. Ярким примером является реакция
мусульман на публикацию карикатур. При изучении природных явлений
объект не «возмущается».
Объект природы более стабилен, его можно анализировать неоднократно
в том же состоянии, можно повторять эксперимент. Общество подвижно, оно
постоянно меняется, актуальное бытие общества быстро превращается в бытие
прошлого. Чаще всего общество изучают как историю. А историю повторить
нельзя. Мы не можем делать повторные социальные эксперименты. Только
сама история общества проверяет выводы ученых.
Общество выступает одновременно и субъектом, и объектом
познания. Таким образом, социальное познание выступает как
самопознание.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- …
- следующая ›
- последняя »