ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
6
полемики, мы слышим доводы одной стороны и (особенно если эта сторона нам
симпатична) склонны с ними согласиться. Но если в спор вступает сторонник
иной точки зрения, и нам кажется, что он ... тоже прав. Так обстоит дело в мире
повседневности.
В социальных науках, где ученые вооружены арсеналом разнообразных
методов исследования, обширным кругом источников и богатым опытом
многих своих предшественников, дело обстоит еще более серьезно. Это связано
с невозможностью давать однозначные ответы на вопросы, которыми
занимается социальная наука, что обусловлено с принципиальной
эмпирической несопоставимостью различных теоретических конструкций.
Причина множественности возможных форм описания социальной
реальности – в отсутствии универсальных исходных допущений,
удовлетворяющих представителей различных мировоззрений и культур.
Это приводит к попыткам охватить все предметное поле социального знания
с помощью одного принципа, который К. Маркс в конечном счете видел в
экономике, немецкий социолог рубежа XIX-ХХ веков М. Вебер – в
рациональности, современный философ из ФРГ Ю. Хабермас – в
коммуникативном действии. Принципиальная методологическая
неустранимость ценностных компонентов делает названные социальные
концепции эмпирически равноправными.
В современном социуме множество концепций, отражающих различные
ценности, оказывается естественным и неустранимым. Так, например, еще
российский философ XIX века Б.А. Кистяковский полагал, что тот кризис,
который переживают социальные науки, должен быть разрешен на основе
методологического и гносеологического плюрализма, который и может
предоставить необходимые теоретические предпосылки в изучении
социального бытия. Методологический плюрализм предполагает как
использование различных методологических оснований для увеличения знания,
так и отказ от универсальных концепций, т.к. то, что применимо в изучении
одних социальных явлений, некорректно применять к другим. Разработка
принципов методологического плюрализма требует, по мнению
Б.А. Кистяковского, обращения к категориям необходимости, справедливости и
долженствования.
Следовательно, появляется источник многообразия социальных
концепций, описывающих социальные процессы, – наличие в обществе
разнонаправленных ценностно-мировоззренческих установок, влияющих
на характер исходных положений теорий и специфику их обоснования.
Надо заметить, что в социальных науках на первое место часто выступает не
познавательный, гносеологический интерес исследователя, а ценностные
установки тех, кто заинтересован в данном исследовании. Так, например,
А. Никифоров
3
, в связи с этим, предложил в том, что касается познания в
естественных науках, оставить термин «истина», а в том, что относится к
3
Никифоров А. Революция в теории познания? // Общественные науки и современность.
1995. №4. С.117.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »