ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
8
Ни одна общественная наука не может обойтись без этих приемов, лежащих в
основе разнообразных научных методов.
Особенно характерен для большинства общественных наук прием
искусственного изолирования отдельного фрагмента реальности. Этот прием
играет важную роль в научном познании, так как позволяет исследователю
сосредоточиться на предмете изучения, мысленно изолировав его от других.
Однако он имеет и свои недостатки, поскольку чреват отрывочностью и
фрагментарностью созданного на его основе знания. Красноречиво описал
возникающую в этой связи типичную ситуацию научного познания русский
философ И. Ильин: «Исследователь вынужден интенционально (т.е. силою
своего сосредоточенного разумения) «вырезать» свой, подлежащий
исследованию, опытный «участок», свое изучаемое и познаваемое содержание;
ему приходится... довольствоваться одним «отрывком» или одною «нитью» и
сосредоточиваться на таком урезанном и оскудевшем содержании. Согласно
этому историк, например, выделяет из всеединого и величавого мирового
процесса одну ограниченную эпоху или единичный «облик» этой эпохи
(фигуру императора Карла Пятого или жизнь Леонардо да Винчи, или эпоху
Возрождения, или русскую Смуту); юрист изучает кодекс Юстиниана или
французскую конституцию 1791 года; энтомолог пишет трактат о цейлонской
белой бабочке... или об одной из групп прыгающих прямокрылых...; физиолог –
о функциях тригеминального нерва; экономист – о строении и формах
английского кооперативного движения в девятнадцатом веке... и т.д.».
Дробление реальности в целях научного изучения может быть более или менее
детальным, но оно неизбежно в научном познании. Наука не может не быть
знанием специализированным. Специализация науки отражает в первую
очередь ее связь с практикой – деятельностью людей в различных сферах,
которая также невозможна без специализации.
В отличие от этого социальная философия стремится обозреть общество
«с высоты птичьего полета». Философское знание об обществе – это знание
наиболее общего порядка. Очевидно, что чем более общим является знание, тем
менее оно применимо на практике. В чем же смысл существования такого
знания? С одной стороны, оно может быть оправдано стремлением получить
представление не только о частностях, но и об обществе в целом. Задача
вписать «отрывок» в контекст целого всегда актуальна. С другой – только
представление об обществе как о целостности позволяет уяснить общую основу
всех общественных явлений – иначе говоря, определить фундаментальные
условия существования общественной жизни и сохранения ее как единого
целого. На основе обобщения всех частных исследований социальная
философия пытается сконструировать целостную идеальную (мысленную)
модель общества, раскрыть взаимодействие всех его составляющих,
обнаружить (в пределах возможного) закономерности, которые проявляются в
функционировании общества и в истории его развития.
Например, реальная возможность распада доказана событиями XX в., она
невозможна в условиях спокойного существования, однако встает во всей
беспощадной силе в периоды кризисов и неурядиц. Некогда целостные
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- …
- следующая ›
- последняя »