ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
10
оснований. Сквозь полупрозрачную сферу социума, через такой
своеобразный «магический кристалл», нам становится видным
трансцендентное, незаметное простому взгляду.
Философский смысл общества обнаруживается в том, что оно
открывает индивиду всеобщее; иными словами, через общество человек,
собственно, и становится человеком, через общество он также понимает
это.
Формирование социальной философии как отдельной отрасли
знания относится к середине XIX века. В это время ученые отказываются от
«спекулятивного», основанного только на размышлении, рассудочного
познания мира в пользу опытного, рационального знания. Они выделяют
активную роль человека, который овладевает тайнами мироздания не с
помощью метафизических, оторванных от реальной жизни умопостроений, а за
счет точных научных методов.
Прошедшие с тех пор полтора века не внесли ясности в проблему
сущности как философии в целом, так и социальной философии, в
частности. И по сей день в литературе нет единства в определении
социальной философии и ее предмета. Более того, в научном мире
отсутствует даже единое понимании одной из основных категорий –
«социальное», – хотя объектом социальной философии являются
социальная жизнь и социальные процессы.
В литературе термин «социальный» употребляется в разных смыслах. Как
показывает анализ существующей литературы по теме, наиболее часто
используется определение, данное П.А. Сорокиным. «Социальное явление есть
мир понятий, мир логического (научного – в строгом смысле этого слова)
бытия, получающийся в процессе взаимодействия (коллективный опыт)
человеческих индивидов»
4
, – писал он.
Каждая новоевропейская философская дисциплина обязательно
коррелирует со своей, соответствующей ей в новоевропейской науке
положительной дисциплиной. И для социальной философии может быть
указана такая частная положительная научная дисциплина. Это – социология. В
самой абстрактной форме различие социальной философии и социологии
предстает как различие рассудка и разума, как различие метафизики и опытной
науки. Социальная философия, которая берет на себя ответственность
«разума», а потому рефлектирует развитие социологии. Социальную
философию занимает то, «что и насколько может быть познано рассудком и
разумом независимо от всякого опыта»
5
.
Отношения социальной философии и социологии предстают также как
старая проблема рационализма и эмпиризма. Первая несет рациональное
начало, а вторая – по преимуществу эмпирическое. Конечно, между
социологией и социальной философией всегда присутствует момент
соревнования или конкуренции, как вообще между всей новоевропейской
4
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С.527.
5
Кант И. Критика чистого разума. – СПб., 1993. Гл. XVII.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »