Социальная философия. Дедюлина М.А - 11 стр.

UptoLike

11
философией и всей новоевропейской положительной наукой. Этот стереотип
противопоставления социальной философии и социологии представляется
поверхностным. Смысл социальной философии для социологии в том, что,
говоря словами Б. Кроче, «произвол абстракций со стороны интеллекта,
преодоленный в сфере разума, необходимо пролагает путь наукам с их
законами, классами и математическими формулировками»
6
. Главное это
взаимная поддержка социальной философии и социологии, «разделение труда»
между ними. Только после возникновения социологии и возможно выявление
собственного содержания социальной философии.
Каковы типичные установки в отношениях между социальной
философией и социологией? Позитивистская парадигма предполагает, что
социальная философия, подобно королю Лиру
7
, не имеет перспектив. Она
должна быть постепенно заменена теоретической социологией. Например, в
немецком словаре читаем: «Социальная философия: понятие, характеризующее
раннюю социологию, в особенности со спекуляциями о человеческом прогрессе
и о предполагаемой последовательности ступеней по направлению к
идеальному состоянию»
8
. Социальная философия имела право на
существование до тех пор, пока не возникла социология. Современная
социальная философия на самом деле всего лишь раздел социологии
9
.
С другой, «гуманитарной», точки зрения именно социальной
философии как умозрительной дисциплины в современном сциентизированном
мире нам и не хватает. Наиболее полно эта идея выражена в следующей
выдержке Э. Гуссерля: «Нам не хватает науки, которая попыталась бы
исполнить для идеи человека таким образом и для a priori неразделимой
пары понятий: отдельного человека и общества) то, что пыталась сделать
чистая математика в природном мире для идеи природы, и что она в основном
исполнила. Так же как последняя идея природа вообще как всеобщая форма –
охватывает universitas естественных наук, так идея духовных существ и
особенно разумных существ, людей universitas всех наук о духе и особенно
всех наук о человеке. Между тем, с одной стороны, математика природы в ее
априорном учении о времени, пространстве, движении, движущих силах
разворачивает априорную необходимость, заключенную в этих сущностных
компонентах природы вообще («natura formaliter spectata») она делает
возможным эмпирические науки с их рациональным, а именно
математическим, методом в применении к фактичности данной природы. Она,
таким образом, благодаря своим априорным принципам осуществляет
рационализацию эмпирического.
6
Кроче Б. Логика философии. // Кроче Бенедетто. Антология сочинений по философии.
История, экономика, право, этика, поэзия. Перевод, составление и комментарии Светланы
Мальцевой. – СПб., Пневма, 1999. С.19.
7
Виндельбанд В. Прелюдии. – СПб., 1904. С.12.
8
Gesellschaft. Lexikon der Grundbegriffe, Hamburg, 1992. S.208.
9
Ср.: Der Positivismusstreit in der deutschen Soziologie. Von Theodor W. Adorno, Hans Albert,
Habermas, Harald Pilot, Karl R. Popper. Deutschen Taschenbuch Verlag, 1993.