ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
13
методологический характер и поскольку она предлагает специфические
социоморфные модели для умозрения. В этом отношении социальная
философия предстает как теоретическая философия. Социальная философия
направлена также и на креативное конструирование, особенно в своей
позитивной части, раскрывшейся исторически прежде всего, как создание
утопий (и антиутопий).
Однако, прежде всего социальная философия направлена на
деятельность и в этом смысле и постольку она есть одна из отраслей
практической философии, наряду с этикой, логикой. Социальная
философия, таким образом, это также и нормативная дисциплина, которая
исследует, проясняет, вербализует, устанавливает и вообще культивирует
нормы, ценности, не имеющие, по сути, отношения к наличной реальности
13
.
Существенное отличие социальной философии от социологии, даже чисто
теоретической, состоит в том, что социальная философия по сути своей
содержит неотъемлемый нормативный момент, подобно тому как нормативный
момент содержат этика, эстетика или логика. Социальная философия в той
мере, в какой она есть практическая философия, в той мере, в какой она вышла
из моральной философии, занимается не только тем, что есть, но и тем, что
должно быть. Так или иначе, в той или другой системе, но она всегда
сопоставляет норму (идеал) и реальность, причем, если можно так выразиться,
– «симпатии» ее всегда на стороне нормы. Общество рассматривается как
завершенная в себе, нормативная, абсолютная, логически непротиворечивая,
справедливая, непреложная структура. Напротив, социология выстраивает свой
идеал как положительную науку свободную от ценностей. Этой свободе от
ценностей уделял особое внимание один из создателей социологии М. Вебер.
Нормативный момент в социальной философии именно как в
философии не только утверждается, но еще и рефлексируется. То, что
наличествует, – то, что есть, может быть понято и осмыслено только через
призму того, что должно быть, и наоборот, то, что должно быть сопоставляется
с тем, что есть.
Социальная философия пытается не только провозгласить норму, но
и понять ее, для чего собственно необходима рефлексия. Э. Гуссерль
говорит, что «в случае с науками о духе речь идет не просто о рациональном
«прояснении», как в случае с природой. Здесь еще проявляется …своеобразный
тип рационализации эмпирического: нормативное суждение в соответствии с
общими нормами, которые относятся к априорному существу «разумной»
человечности, а так же и тип самой фактической практики в соответствии с
13
Далеко не все согласны с нормативностью социальной философии: «Трактовка
философского статуса социальной философии в качестве, по преимуществу, нормативной
науки представляется в теоретическом плане ошибочной, в практическом –
бесперспективной…». Перов Ю.В. Историчность и историческая реальность. – СПб.,
Издательство Санкт-Петербургского философского общества. 2000. – С.138.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- …
- следующая ›
- последняя »