ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
7
социальному познанию ввести термин «правда», как соединение
аксиологических и гносеологических характеристик познания. Таким образом,
онтологическая, гносеологическая и аксиологическая стороны
социального познания тесно связаны между собой, образуя целостную
структуру познавательной деятельности людей.
Онтологическая сторона социального познания касается объяснения
бытия общества, закономерностей и тенденций его функционирования и
развития. Гносеологическая сторона социального познания связана с
особенностями самого этого познания, прежде всего с тем, способно ли оно
формулировать собственные законы и категории.
Кроме вышеперечисленных сторон социального познания существует и
аксиологическая сторона, играющая важную роль в понимании его специфики,
поскольку любое познание, и особенно социальное, связано с теми или иными
ценностными образцами, пристрастиями и интересами различных субъектов.
Ценностный подход проявляется уже с самого начала социального познания – с
выбора объекта исследования. Этот выбор осуществляется конкретным
субъектом исходя из его жизненного и познавательного опыта,
индивидуальных целей и задач.
2. Социальная философия как отдельная отрасль знания
С учетом сказанного можно сделать вывод, что социальные науки в
современном мире – это огромное разнообразие научных дисциплин,
накопивших богатейший опыт изучения общественных процессов. Возникает
вопрос: в каком отношении к социальным наукам стоит социальная
философия? Ответ на него предполагает учет нескольких факторов:
1. Социальная философия стремится не только обозреть общественную
жизнь в ее целом, но и обнаружить смысл существования общественных
институтов и общества как такового.
2. В рамках социальной философии одной из важнейших является
проблема отношения личности и общества, поставленная, прежде всего в
общем плане, т.е. в известной независимости от конкретных типов
общественной организации.
3. Социальная философия задумывается над онтологическими
основаниями общественной жизни, т.е. исследует условия, при которых
общество сохраняет свою целостность, не рассыпается на изолированные части
или на совокупность не связанных никакой общностью индивидов.
4. В рамках социальной философии осмысливается методология
научного познания общественной жизни, обобщается опыт общественных наук.
По этим параметрам философское знание об обществе отличается от
собственно научного знания. Так, в основе научного изучения общества (как и
всякого научного изучения) лежит целый ряд особых познавательных приемов.
Среди них: прием мысленного упрощения, прием мысленного «вырезания»
определенной части реальности, т.е. искусственного изолирования ее от
остальных, прием конструирования идеальной модели познаваемого объекта.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »