ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
57
сячный плод. Половые органы плавают во взвешенном состоянии,
неестественно отделенные от тела. «Моей целью является избавление
людей от отвращения, которое охватывает их при виде распада тела
после смерти, – сказал о своей работе фон Хагенс. – Я хочу показать
красоту внутреннего устройства человеческого тела»
92
. Вне всяких
сомнений, работы фон Хагенса обращают внимание зрителя на тот
факт, что люди в основном телесны и состоят из плоти, костей и ор-
ганов. Но выставка также пробуждает другой ответ, и именно из-за
своего «бьющего в глаза» натурализма. Перечислим основные темы в
спесимен-арте:
1. Секс – это одновременно духовный и плотский акт.
2. Внутреннее содержание тела: микроскопическое пред-
ставление и прозрачность; микроскопические изображения про-
зрачного тела очень красивы и несут в себе закодированную
информацию.
3. Внешний вид тела: внешнее разнообразие тел необходи-
мо прославлять.
4. Жидкости тела: телесный организм в принципе всегда
остается тождественным самому себе.
5. Смерть: оторвать смерть от технологии – благород-
нейшая задача человека.
По утверждению, Дж. Нейсбит это «искусство служит предос-
тережением от поспешного вхождения в мир, жизнь которого все в
большей и большей степени определяется генными технологиями и
их соблазнительными обещаниями. Спесимен-арт напоминает нам,
что мы плотские, хрупкие и смертные создания, мы многообразны и
духовны. В своей чистейшей сути это отторжение научной пара-
дигмы, которая сводит человека к набору классифицируемых, коли-
чественно определимых и послушных химических соединений»
93
.
Или, другой пример, один из основоположников виртуальной
реальности Иван Сазерленд, в 1965 году сформулировал концепцию,
в которой описал устройство, которое назвал ultimate display: «это
должно быть пространство, внутри которого всем управляет компью-
тер. Стул, изображенный в такой комнате, должен быть достаточно
хорош для того, чтобы сидеть на нем. Наручники, демонстрируемые в
таком пространстве, могут надежно держать запястья, а пуля быть
92
Там же. – С.267.
93
Там же С.269.