Составители:
Рубрика:
7
Глава 1. ОГОНЬ.
Огонь — одна из четырех стихий мироздания. Огонь, согревающий все на
земле, соответствует главным образом солнцу — источнику тепла на небе.
Взаимосвязь огня с небесным светилом отмечается в мифопоэтической тради-
ции. Так, в некоторых мифах происхождение огня напрямую связывалось с
солнцем: «люди отбили от него кусочек и так получили огонь» (
Токарев 1992).
Представления о небесном светиле получили развитие в солярных мифах, где
солнце включается в пантеон в качестве главного божества. Примером может
служить египетская мифология, в которой выработалось представление о солнце
как единственном царе вселенной (Анисимов 1991, 461).
Тесная связь понятия небесного света и огня выразилось в мифе о родстве
этих стихий. А.Н
.Афанасьев пишет: «Подмечая различные проявления тепла и
света, анализируя их, ум человеческий должен был раздробить блестящее, свет-
лое небо и присущие ему атрибуты на отдельные божественные силы» (Афа-
насьев 1994, I, 64). У славян верховным владыкой вселенной считался отец Неба
— Сварог, сыном которого являлся Дажьбог, Солнце-царь. Другим сыном Сва-
рога был огонь
(молния и порождаемый им земной огонь), которого называли
Сварожичем (Там же, 65, 193). Культ огня у древних славян соответствует куль-
ту Агни в индийской традиции.
В творчестве Платонова ощутима связь солнца со стихией огня. Это дости-
гается, в частности, за счет сочетаемости слова солнце с глаголом гореть, кото-
рый употребляется обычно со
словом огонь, ср.: «Каждый день горело солнце на
небе...» (Т); «Солнце горело высоко и обильно...» (Д); «С беспрерывной силой
горел солнечный центр в мусорной пустоте пространства» (МВ); «солнце ... сия-
ло горящим золотом» (СЧ). Это же относится и к сочетаемости слова солнце с
глаголами погаснуть, угаснуть, потухнуть, ср.: «еще не погасло солнце
на небе»
(РП); «солнце угасло» (УМ). В романе «Чевенгур» луна сравнивается с «потух-
шим солнцем» (Ч). Связь солнца и огня может быть заявлена и более открыто:
Глава 1. ОГОНЬ. Огонь одна из четырех стихий мироздания. Огонь, согревающий все на земле, соответствует главным образом солнцу источнику тепла на небе. Взаимосвязь огня с небесным светилом отмечается в мифопоэтической тради- ции. Так, в некоторых мифах происхождение огня напрямую связывалось с солнцем: «люди отбили от него кусочек и так получили огонь» (Токарев 1992). Представления о небесном светиле получили развитие в солярных мифах, где солнце включается в пантеон в качестве главного божества. Примером может служить египетская мифология, в которой выработалось представление о солнце как единственном царе вселенной (Анисимов 1991, 461). Тесная связь понятия небесного света и огня выразилось в мифе о родстве этих стихий. А.Н.Афанасьев пишет: «Подмечая различные проявления тепла и света, анализируя их, ум человеческий должен был раздробить блестящее, свет- лое небо и присущие ему атрибуты на отдельные божественные силы» (Афа- насьев 1994, I, 64). У славян верховным владыкой вселенной считался отец Неба Сварог, сыном которого являлся Дажьбог, Солнце-царь. Другим сыном Сва- рога был огонь (молния и порождаемый им земной огонь), которого называли Сварожичем (Там же, 65, 193). Культ огня у древних славян соответствует куль- ту Агни в индийской традиции. В творчестве Платонова ощутима связь солнца со стихией огня. Это дости- гается, в частности, за счет сочетаемости слова солнце с глаголом гореть, кото- рый употребляется обычно со словом огонь, ср.: «Каждый день горело солнце на небе...» (Т); «Солнце горело высоко и обильно...» (Д); «С беспрерывной силой горел солнечный центр в мусорной пустоте пространства» (МВ); «солнце ... сия- ло горящим золотом» (СЧ). Это же относится и к сочетаемости слова солнце с глаголами погаснуть, угаснуть, потухнуть, ср.: «еще не погасло солнце на небе» (РП); «солнце угасло» (УМ). В романе «Чевенгур» луна сравнивается с «потух- шим солнцем» (Ч). Связь солнца и огня может быть заявлена и более открыто: 7
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »