Макрокосм и микрокосм в художественном мире А.Платонова. Дмитровская М.А. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

5
подобных примеров легко может быть продолжен
2
. Но, помимо одновременного
упоминания всех природных стихий, Платонов в своих произведениях большое
внимание уделяет каждой из них.
В полном соответствии с мифологическим мышлением понятия, описываю-
щие устройство мироздания, одновременно относятся у Платонова и к строению
человека, — мир мыслится как единство сущего. Писатель прямо говорит о по-
добном взгляде на тождество
мира и человека в одном из своих произведений:
«Человек раньше по-детски думал, что все, что есть в нем, чем он жив и что зна-
ет, то же есть и весь мир. Мир и человекэто по идее одно. Человекма-
ленький мир, а мирбольшой человек. Следовательно, все, что
есть в мире,
везде есть помаленьку и в человеке» (КБ).
То, что человек является частью природы и неразрывно связан с ней, извест-
но человеку очень давно. Наши далекие предки инстинктивно чувствовали свою
связь и единство с природным миром. Это привело к созданию представлений о
первочеловеке, из частей тела которого произошла вселенная
. В индийской тра-
дицииэто ведийский Пуруша, чье название образовано от глагола со значе-
нием «наполнять», в китайской традицииПань-гу (Мелетинский 1976, 212;
Топоров 1992). Подобный взгляд влечет за собой отождествление частей тела
человека с элементами мира. Так, например, в иранской традиции плоть (или
2
Ср.: «...днем было только солнечное пламя, ветер и тоскливая пыль на дороге»
(ЛБ); «...смена времен года ... обрекают ... часть землина свирепый ветер, песок и
бешенство огня» (ЛБ); «Ведь солнце светит, почва дышит и дожди падаютчего же
тебе надо еще? » (Ч); «И пища ее ... была создана светом солнца, весенним ветром, во-
дой дождя и росы, теплотою песков» (Т); «Красноармеец был ... с обычным солдатским
лицом, обдутым ветром, обмытом дождями и высушенным зноем» (ОСС); «Еще
пройдет немного времени, и место жизни людей зарастет свободной травой, его заду-
ют ветры, сравняют дождевые потоки...» (ВП); «— У нас душа занемела от жизни,—
сказал Суфьян,— кости ссохлись и согнулись, жилы сморщились: они потянуться захо-
тели, пускай их дождь помочит, ветер посушит, черви пожуют, а то я им мешаю...
(Д). Стихия огня может быть также представлена пожаром и артиллерийским огнем,
ср.: «Кроме пожара, вихря, ливневого размыва и другого бедствия деревенской стихии,
были, видимо, другие стихии, которые разрушали сельские избы с могуществом и точ-
ностью урагана» (ТР); «огонь, ветер, содрогание земли» (ММ).
подобных примеров легко может быть продолжен2. Но, помимо одновременного
упоминания всех природных стихий, Платонов в своих произведениях большое
внимание уделяет каждой из них.
   В полном соответствии с мифологическим мышлением понятия, описываю-
щие устройство мироздания, одновременно относятся у Платонова и к строению
человека, — мир мыслится как единство сущего. Писатель прямо говорит о по-
добном взгляде на тождество мира и человека в одном из своих произведений:
«Человек раньше по-детски думал, что все, что есть в нем, чем он жив и что зна-
ет, то же есть и весь мир. Мир и человек — это по идее одно. Человек — ма-
ленький мир, а мир — большой человек. Следовательно, все, что есть в мире,
везде есть помаленьку и в человеке» (КБ).
   То, что человек является частью природы и неразрывно связан с ней, извест-
но человеку очень давно. Наши далекие предки инстинктивно чувствовали свою
связь и единство с природным миром. Это привело к созданию представлений о
первочеловеке, из частей тела которого произошла вселенная. В индийской тра-
диции — это ведийский Пуруша, чье название образовано от глагола со значе-
нием «наполнять», в китайской традиции — Пань-гу (Мелетинский 1976, 212;
Топоров 1992). Подобный взгляд влечет за собой отождествление частей тела
человека с элементами мира. Так, например, в иранской традиции плоть (или


   2
      Ср.: «...днем было только солнечное пламя, ветер и тоскливая пыль на дороге»
(ЛБ); «...смена времен года ... обрекают ... часть земли — на свирепый ветер, песок и
бешенство огня» (ЛБ); «Ведь солнце светит, почва дышит и дожди падают — чего же
тебе надо еще? » (Ч); «И пища ее ... была создана светом солнца, весенним ветром, во-
дой дождя и росы, теплотою песков» (Т); «Красноармеец был ... с обычным солдатским
лицом, обдутым ветром, обмытом дождями и высушенным зноем» (ОСС); «Еще
пройдет немного времени, и место жизни людей зарастет свободной травой, его заду-
ют ветры, сравняют дождевые потоки...» (ВП); «— У нас душа занемела от жизни,—
сказал Суфьян,— кости ссохлись и согнулись, жилы сморщились: они потянуться захо-
тели, пускай их дождь помочит, ветер посушит, черви пожуют, а то я им мешаю...
(Д). Стихия огня может быть также представлена пожаром и артиллерийским огнем,
ср.: «Кроме пожара, вихря, ливневого размыва и другого бедствия деревенской стихии,
были, видимо, другие стихии, которые разрушали сельские избы с могуществом и точ-
ностью урагана» (ТР); «огонь, ветер, содрогание земли» (ММ).


                                          5