Макрокосм и микрокосм в художественном мире А.Платонова. Дмитровская М.А. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

4
никла дружба, так что разрушить его самотождественность не может никто,
кроме лишь того, кто сам его сплотил. При этом каждая из четырех частей во-
шла в состав космоса целиком: устроитель составил его из всего огня, из всей
воды, и воздуха, и земли...» (32c). Все эти представления сложились еще до Ари-
стотеля, который
, не приемля идеи атомизма, тоже сводил все многообразие ве-
ществ на земле к этим четырем первоэлементам.
Космологическая концепция Андрея Платонова в целом совпадает с пере-
численными выше представлениями. Представление об устройстве мира из че-
тырех стихий подтверждается многочисленными примерами из произведений
писателя. Наиболее показательным в этом смысле является разговор Чепурного
с Копенкиным из романа «Чевенгур». В этом разговоре обыгрывается семантика
слова «тезисы». Чепурный понимает это слово как обозначение природных сти-
хий. Копенкин уговаривает Чепурного не бояться дождя и заниматься на возду-
хе, около реки:
«— Раз дождь идет, а потом солнце светит, то тезисы ты не жалей, —
успокоительно сказал Копенкин. — Все
равно ведь хлеб вырастет...
Значит, ты три тезиса объявляешь?
Ни одного не надо, — отвергнул Копенкин ...
Как же так? Солнце тебераз тезис! Водадва, а почватри.
А ветер ты забыл?
С ветромчетыре» (Ч)
1
.
Этот диалог имеет для А.Платонова характер программного заявления. Че-
тыре природных стихии упоминаются писателем также в описании кургана, на
котором расположился пришедший в Чевенгур пролетариат. Картина в целом
напоминает модель мироздания в миниатюре: «...он [Чепурный] видел, как свет
солнца разъедал туманную мглу над землей, как осветился голый курган, обду
-
тый ветрами, обмытый водами, с обнаженной скучной почвой» (Ч). Список
1
Список сокращений названий произведений Платонова и источников цитирова-
ния см. в конце пособия.
никла дружба, так что разрушить его самотождественность не может никто,
кроме лишь того, кто сам его сплотил. При этом каждая из четырех частей во-
шла в состав космоса целиком: устроитель составил его из всего огня, из всей
воды, и воздуха, и земли...» (32c). Все эти представления сложились еще до Ари-
стотеля, который, не приемля идеи атомизма, тоже сводил все многообразие ве-
ществ на земле к этим четырем первоэлементам.
   Космологическая концепция Андрея Платонова в целом совпадает с пере-
численными выше представлениями. Представление об устройстве мира из че-
тырех стихий подтверждается многочисленными примерами из произведений
писателя. Наиболее показательным в этом смысле является разговор Чепурного
с Копенкиным из романа «Чевенгур». В этом разговоре обыгрывается семантика
слова «тезисы». Чепурный понимает это слово как обозначение природных сти-
хий. Копенкин уговаривает Чепурного не бояться дождя и заниматься на возду-
хе, около реки:

          «— Раз дождь идет, а потом солнце светит, то тезисы ты не жалей, —
       успокоительно сказал Копенкин. — Все равно ведь хлеб вырастет...
          — Значит, ты три тезиса объявляешь?
          — Ни одного не надо, — отвергнул Копенкин ...
          — Как же так? Солнце тебе — раз тезис! Вода — два, а почва — три.
          — А ветер ты забыл?
          — С ветром — четыре» (Ч)1.

   Этот диалог имеет для А.Платонова характер программного заявления. Че-
тыре природных стихии упоминаются писателем также в описании кургана, на
котором расположился пришедший в Чевенгур пролетариат. Картина в целом
напоминает модель мироздания в миниатюре: «...он [Чепурный] видел, как свет
солнца разъедал туманную мглу над землей, как осветился голый курган, обду-
тый ветрами, обмытый водами, с обнаженной скучной почвой» (Ч). Список



   1
     Список сокращений названий произведений Платонова и источников цитирова-
ния см. в конце пособия.

                                       4