Макрокосм и микрокосм в художественном мире А.Платонова. Дмитровская М.А. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

3
ВВЕДЕНИЕ
В настоящем пособии рассматривается комплекс мифопоэтических пред-
ставлений у А.Платонова, относящихся к устройству макрокосма (природы) и
микрокосма (человека). Доказывается, что Платонов мыслит и описывает уст-
ройство мира и человека в терминах четырех природных стихий. Анализ строит-
ся на основе рассмотрения особенностей языка писателя.
Основные природные стихии упоминаются практически
во всех мифологиях
мира. Так, например, по представлениям древних греков, мир состоит из четы-
рех элементовземли, огня, воздуха и воды. Спецификой ранней греческой
философии явилось стремление понять сущность природы, космоса, мира в це-
лом. Первоисточником греческой (и всякой другой философии) стала мифоло-
гия.
Ранние мыслители искали некоторое первоначало, из которого
все произош-
ло. У Фалеса начало всего есть вода, и земля плавает на воде подобно куску де-
рева. Согласно Анаксимену, все вещи происходят из воздухалибо путем раз-
режения, приводящего к нагреванию, либо сгущения, приводящего к охлажде-
ния. Гераклит считал первоосновой всего сущего огонь. Ранние натурфилософы
рассматривали космос как непрерывно
изменяющееся целое, в которых неиз-
менное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испы-
тывая всевозможные превращения. Элейская школа, основанная Ксенофаном,
полагала, что в основе всего сущего лежит земля. При этом не признавалось ос-
новополагающего значения какого-либо одного из четырех элементов: земли,
воды, огня или воздуха, — но утверждалось основополагающее значение
их со-
четаний. Пифагор, а за ним Эмпедокл придерживались концепции четырех эле-
ментов, которые Эмпедокл называл «корнями всех вещей». Эти «корни» вечны,
неизменны и не могут ни возникать из чего-либо другого, ни переходить друг в
друга. Платон в диалоге «Тимей» писал: «Из <..> составных частей числом че-
тырех родилось тело
космоса, стройное благодаря пропорции, и в нем <...> воз-
                                  ВВЕДЕНИЕ


   В настоящем пособии рассматривается комплекс мифопоэтических пред-
ставлений у А.Платонова, относящихся к устройству макрокосма (природы) и
микрокосма (человека). Доказывается, что Платонов мыслит и описывает уст-
ройство мира и человека в терминах четырех природных стихий. Анализ строит-
ся на основе рассмотрения особенностей языка писателя.
   Основные природные стихии упоминаются практически во всех мифологиях
мира. Так, например, по представлениям древних греков, мир состоит из четы-
рех элементов — земли, огня, воздуха и воды. Спецификой ранней греческой
философии явилось стремление понять сущность природы, космоса, мира в це-
лом. Первоисточником греческой (и всякой другой философии) стала мифоло-
гия.
   Ранние мыслители искали некоторое первоначало, из которого все произош-
ло. У Фалеса начало всего есть вода, и земля плавает на воде подобно куску де-
рева. Согласно Анаксимену, все вещи происходят из воздуха — либо путем раз-
режения, приводящего к нагреванию, либо сгущения, приводящего к охлажде-
ния. Гераклит считал первоосновой всего сущего огонь. Ранние натурфилософы
рассматривали космос как непрерывно изменяющееся целое, в которых неиз-
менное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испы-
тывая всевозможные превращения. Элейская школа, основанная Ксенофаном,
полагала, что в основе всего сущего лежит земля. При этом не признавалось ос-
новополагающего значения какого-либо одного из четырех элементов: земли,
воды, огня или воздуха, — но утверждалось основополагающее значение их со-
четаний. Пифагор, а за ним Эмпедокл придерживались концепции четырех эле-
ментов, которые Эмпедокл называл «корнями всех вещей». Эти «корни» вечны,
неизменны и не могут ни возникать из чего-либо другого, ни переходить друг в
друга. Платон в диалоге «Тимей» писал: «Из <..> составных частей числом че-
тырех родилось тело космоса, стройное благодаря пропорции, и в нем <...> воз-


                                      3