ВУЗ:
Составители:
21
1.6. Функции ТГП
ТГП выполняет несколько функций:
1. Онтологическую – это базовая функция заключается в том, что ТГП
исследует основы и принципы бытия государства и права, структура и зако-
номерности бытия (как и почему они возникли, что они представляют собой
сегодня, закономерности развития и функционирования).
2. Гносеологическую или познавательную (ТГП призвана познавать и
изучать явления). Эта функция присуща всем наукам.
3. Праксеологическую или практико-прикладную (ТГП, как и любая
другая наука, не просто изучает, но определенным образом служит практике,
обогащает практическую деятельность).
4. Идеологическую. ТГП несет в себе определенную идеологию. В на-
стоящее время идет речь о деидеологизации науки, но едва ли возможно на
практике существование полностью деидеологизированной науки, т.к. наука
всегда «питается» какими-либо идеями, взглядами, мировоззрениями; любая
наука так или иначе связана с идеологией. Например, в свое время мар-
ксизм-ленинизм полностью подчинил себе науку, в т.ч. и ТГП.
5. Прогностическую. Наука должна прогнозировать развитие тех или
иных явлений т.к. прогнозы необходимы для науки (как ближайшие, так и
перспективные). Данная функция присуща почти всем фундаментальным
наукам.
6. Методологическую. Среди юридических наук эту функцию выпол-
няет только ТГП, т.к. осуществление этой функции выполняют науки, нося-
щие в системе наук наиболее общий характер. Методологическая функция
ТГП проявляется в трех моментах:
а) ТГП выступает как своеобразная философия государства и права
для всех юридических наук, дает определенное мировоззрение,
взгляды на государство и право;
б) ТГП вырабатывает наиболее общие государственно-правовые ка-
тегории, которые являются отправными пунктами познания для
других юридических наук;
в) методологическая функция вырабатывает методологию всей
юридической науки).
7. Эвристическую – искусство нахождения истины, новых открытий.
ТГП открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых
явлений.
8. Политико-управленческую. ТГП призвана формировать научные
основы внутренней и внешней политики, обеспечивать научность государ-
ственно-правового управления.
Функции ТГП взаимосвязаны, дополняет друг друга и взятые в единст-
ве, в системе они дают полное представление о назначении ТГП.
22
ТЕМА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
По данному вопросу существуют самые различные суждения, точки
зрения, теории. В науке выделяют два основных подхода (точка зрения) о
происхождении государства.
Согласно первому подходу государство возникает одновременно с че-
ловеческим обществом, с того времени, когда первобытные стада людей
становятся человеческим обществом. Данный подход не касается причин
возникновения государства. Первоначально эта точка зрения высказывалась
в зарубежной литературе, однако ее сторонники встречаются и в современ-
ной отечественной науке.
Согласно второму подходу (его придерживается большинство исследо-
вателей) государство возникает не одновременно с человеческим общест-
вом, а на определенной ступени его исторического развития. Сторонники
данного подхода исходят из того, что государству предшествует первобыт-
ное общество, (марксистская теория придерживается именно этой точки
зрения). Среди сторонников этого подхода нет единства мнений относитель-
но причин возникновения государства. Вообще, вопрос о причинах возник-
новения государства является одним из дискуссионных и выражен в различ-
ных теориях происхождения государства. Наиболее ранними из таких тео-
рий являются патриархальная и теологическая.
Патриархальная теория возникла в античный период, ее основателем
был известней древнегреческий мыслитель Аристотель. Данная теория объ-
ясняла причины возникновения государства очень просто. Согласно этой
теории государство возникает в результате развития семьи. По Аристотелю
основой общественной организации является семья и первоначально в об-
ществе возникает семья, которая с развитием, увеличением постепенно пре-
вращается в государство. Глава семьи (патриарх) становится государем. Со-
временная наука оценивает эту теорию как несостоятельную, поскольку
первоначально в обществе возникает не семья, а род (родовая община).
Теологическая теория (от греческого «tеоs» – Бог) возникла во времена
Средневековья, ее основоположниками принято считать средневековых бо-
гословов Фому Аквинского и Святого Августина. Согласно этой теории го-
сударство основывается по божьей воле, Бог объединяет людей в государст-
во, государство есть результат божественного разума.
Договорная теория возникла в эпоху Возрождения и получила широкое
распространение в эпоху Просвещения (Новое время). Представителями этой
теории являются Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.И. Радищев и
др. Эта теория противопоставлялась теологической теории и носила светский
характер. По мнению ее сторонников, государство возникло в силу обществен-
ного договора - люди договорились и создали государство.
1.6. Функции ТГП ТЕМА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ТГП выполняет несколько функций: По данному вопросу существуют самые различные суждения, точки 1. Онтологическую – это базовая функция заключается в том, что ТГП зрения, теории. В науке выделяют два основных подхода (точка зрения) о исследует основы и принципы бытия государства и права, структура и зако- происхождении государства. номерности бытия (как и почему они возникли, что они представляют собой Согласно первому подходу государство возникает одновременно с че- сегодня, закономерности развития и функционирования). ловеческим обществом, с того времени, когда первобытные стада людей 2. Гносеологическую или познавательную (ТГП призвана познавать и становятся человеческим обществом. Данный подход не касается причин изучать явления). Эта функция присуща всем наукам. возникновения государства. Первоначально эта точка зрения высказывалась 3. Праксеологическую или практико-прикладную (ТГП, как и любая в зарубежной литературе, однако ее сторонники встречаются и в современ- другая наука, не просто изучает, но определенным образом служит практике, ной отечественной науке. обогащает практическую деятельность). Согласно второму подходу (его придерживается большинство исследо- 4. Идеологическую. ТГП несет в себе определенную идеологию. В на- вателей) государство возникает не одновременно с человеческим общест- стоящее время идет речь о деидеологизации науки, но едва ли возможно на вом, а на определенной ступени его исторического развития. Сторонники практике существование полностью деидеологизированной науки, т.к. наука данного подхода исходят из того, что государству предшествует первобыт- всегда «питается» какими-либо идеями, взглядами, мировоззрениями; любая ное общество, (марксистская теория придерживается именно этой точки наука так или иначе связана с идеологией. Например, в свое время мар- зрения). Среди сторонников этого подхода нет единства мнений относитель- ксизм-ленинизм полностью подчинил себе науку, в т.ч. и ТГП. но причин возникновения государства. Вообще, вопрос о причинах возник- 5. Прогностическую. Наука должна прогнозировать развитие тех или новения государства является одним из дискуссионных и выражен в различ- иных явлений т.к. прогнозы необходимы для науки (как ближайшие, так и ных теориях происхождения государства. Наиболее ранними из таких тео- перспективные). Данная функция присуща почти всем фундаментальным наукам. рий являются патриархальная и теологическая. 6. Методологическую. Среди юридических наук эту функцию выпол- Патриархальная теория возникла в античный период, ее основателем няет только ТГП, т.к. осуществление этой функции выполняют науки, нося- был известней древнегреческий мыслитель Аристотель. Данная теория объ- щие в системе наук наиболее общий характер. Методологическая функция ясняла причины возникновения государства очень просто. Согласно этой ТГП проявляется в трех моментах: теории государство возникает в результате развития семьи. По Аристотелю а) ТГП выступает как своеобразная философия государства и права основой общественной организации является семья и первоначально в об- для всех юридических наук, дает определенное мировоззрение, ществе возникает семья, которая с развитием, увеличением постепенно пре- взгляды на государство и право; вращается в государство. Глава семьи (патриарх) становится государем. Со- б) ТГП вырабатывает наиболее общие государственно-правовые ка- временная наука оценивает эту теорию как несостоятельную, поскольку тегории, которые являются отправными пунктами познания для первоначально в обществе возникает не семья, а род (родовая община). других юридических наук; Теологическая теория (от греческого «tеоs» – Бог) возникла во времена в) методологическая функция вырабатывает методологию всей Средневековья, ее основоположниками принято считать средневековых бо- юридической науки). гословов Фому Аквинского и Святого Августина. Согласно этой теории го- 7. Эвристическую – искусство нахождения истины, новых открытий. сударство основывается по божьей воле, Бог объединяет людей в государст- ТГП открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых во, государство есть результат божественного разума. явлений. Договорная теория возникла в эпоху Возрождения и получила широкое 8. Политико-управленческую. ТГП призвана формировать научные распространение в эпоху Просвещения (Новое время). Представителями этой основы внутренней и внешней политики, обеспечивать научность государ- теории являются Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.И. Радищев и ственно-правового управления. др. Эта теория противопоставлялась теологической теории и носила светский Функции ТГП взаимосвязаны, дополняет друг друга и взятые в единст- характер. По мнению ее сторонников, государство возникло в силу обществен- ве, в системе они дают полное представление о назначении ТГП. ного договора - люди договорились и создали государство. 21 22
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »