ВУЗ:
Составители:
25
Индия и т.д. По-другому шел процесс формирования государства в Афинах
и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления
частной собственности и раскола общества на классы. Это классическая
форма возникновения государства. Возникновение древнегерманского госу-
дарства в значительной степени связано с завоеванием чужих территорий,
для господства, над которыми родовая организация не была приспособлена.
Вопрос о происхождении права во многом соприкасается с вопросом о
возникновении государства. Считается, что причины происхождения права
такие же, как у государства.
Согласно марксистской теории право возникает параллельно с государ-
ством и причины возникновения те же самые: раскол общества на классы и
классовая борьба. Праву предшествовали обычаи, которые выражали волю и
интересы всего общества и обеспечивались общественным мнением и об-
щественным принуждением. После раскола общества на классы появилась
потребность в новых нормах, новых регуляторах, которыми и стало право. С
этого момента право уже есть выражение волк только определенных клас-
сов, и оно обеспечивается государственным принуждением.
Кроме марксистской теории в науке ТГП существуют и другие теории,
объясняющие происхождение права. К ним относятся: патриархальная; тео-
логическая; психологическая; теория насилия и другие (см. учебник Т.В.
Кашаниной «Происхождение государства и права». М, 1999.).
Современные исследователи исходят из того, что право не всегда воз-
никает в результате раскола общества на классы. В науке всё больше утвер-
ждается точка зрения о том, что право «результат появления частной собст-
венности, отношений собственности, т.е. товарно-денежных отношений.
Эти отношения нуждались в особых регуляторах, и в связи с этим появля-
ются правовые нормы (право) как определенная мера свободы. В свою оче-
редь, появление права потребовало возникновения государства. Государство
первоначально было направлено на охрану правовых норм». Такова точка
зрения некоторых современных ученых-юристов.
Наравне с этими взглядами также существует точка зрения, сторонники
которой указывают на возможность признания в качестве правовых норм
первобытных календарей (агрокалендари – первичные правовые нормы).
Государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. А со-
циальная эволюция человека насчитывает около 40-50 тыс. лет. Таким обра-
зом, уже задолго до возникновения государства существовали определенные
формы человеческого общежития, социальное управление, власть, норма-
тивное регулирование. Становление этих общественных феноменов проис-
ходило, как естественно-исторический процесс и было обусловлено суро-
выми условиями выживания человека, необходимостью сохранения форм
его социального бытия.
26
Формой человеческого общежития в то время был род (первобытная
родовая община), который представлял собой объединение людей на основе
кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности
на орудия труда и продукты деятельности. Все это определяло равенство
членов рода и нераздельность их интересов. Управление родом было по сво-
ей природе естественным самоуправлением: органы власти (собрание
взрослых членов рода, вожди, старейшины и др.) были включены в сам объ-
ект управления, не были от него отчуждены. Для системы нормативного
регулирования в первобытном обществе характерны следующие черты:
1. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, ис-
торически обусловленный процесс формирования.
2. Действие на основе обычая.
3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, ре-
лигиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название – «мононормы»,
которое ввел российский этнограф А.И. Першиц.)
4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего
характера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо
были выражением социально необходимых, естественных условий жизнеде-
ятельности человека.
5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть
непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественны-
ми силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инце-
стов – кровнородственных браков.
6. Распространение только на данный родовой коллектив.
7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и
иных форм художественного общественного сознания.
8. Специфические санкции – осуждение поведения нарушителя со
стороны родового коллектива (общественное порицание), остракизм (изгна-
ние из родовой общины, в результате которого человек оказывался «без роду
и племени», что практически было равносильно смерти). Применялись так-
же телесные повреждения и смертная казнь.
Право, как и государство, возникает в результате естественно-
исторического развития общества, в результате процессов, происходящих в
общественном организме. При этом существуют различные теоретические
версии происхождения права. Одна из них весьма обстоятельно изложена в
теории марксизма. Примерная схема такова: общественные разделения тру-
да и рост производительных сил – прибавочный продукт – частная собст-
венность – антагонистические классы – государство и право как орудия
классового господства. Таким образом, в этой модели на первый план вы-
двигаются политические причины появления права. Другие теории рассмат-
Индия и т.д. По-другому шел процесс формирования государства в Афинах Формой человеческого общежития в то время был род (первобытная и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления родовая община), который представлял собой объединение людей на основе частной собственности и раскола общества на классы. Это классическая кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности форма возникновения государства. Возникновение древнегерманского госу- на орудия труда и продукты деятельности. Все это определяло равенство дарства в значительной степени связано с завоеванием чужих территорий, членов рода и нераздельность их интересов. Управление родом было по сво- для господства, над которыми родовая организация не была приспособлена. ей природе естественным самоуправлением: органы власти (собрание Вопрос о происхождении права во многом соприкасается с вопросом о взрослых членов рода, вожди, старейшины и др.) были включены в сам объ- возникновении государства. Считается, что причины происхождения права ект управления, не были от него отчуждены. Для системы нормативного такие же, как у государства. регулирования в первобытном обществе характерны следующие черты: Согласно марксистской теории право возникает параллельно с государ- 1. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, ис- ством и причины возникновения те же самые: раскол общества на классы и торически обусловленный процесс формирования. классовая борьба. Праву предшествовали обычаи, которые выражали волю и 2. Действие на основе обычая. интересы всего общества и обеспечивались общественным мнением и об- 3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, ре- щественным принуждением. После раскола общества на классы появилась лигиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название – «мононормы», потребность в новых нормах, новых регуляторах, которыми и стало право. С которое ввел российский этнограф А.И. Першиц.) этого момента право уже есть выражение волк только определенных клас- 4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего сов, и оно обеспечивается государственным принуждением. характера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо Кроме марксистской теории в науке ТГП существуют и другие теории, были выражением социально необходимых, естественных условий жизнеде- объясняющие происхождение права. К ним относятся: патриархальная; тео- ятельности человека. логическая; психологическая; теория насилия и другие (см. учебник Т.В. 5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть Кашаниной «Происхождение государства и права». М, 1999.). непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественны- Современные исследователи исходят из того, что право не всегда воз- ми силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инце- никает в результате раскола общества на классы. В науке всё больше утвер- стов – кровнородственных браков. ждается точка зрения о том, что право «результат появления частной собст- 6. Распространение только на данный родовой коллектив. венности, отношений собственности, т.е. товарно-денежных отношений. 7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и Эти отношения нуждались в особых регуляторах, и в связи с этим появля- иных форм художественного общественного сознания. ются правовые нормы (право) как определенная мера свободы. В свою оче- редь, появление права потребовало возникновения государства. Государство 8. Специфические санкции – осуждение поведения нарушителя со первоначально было направлено на охрану правовых норм». Такова точка стороны родового коллектива (общественное порицание), остракизм (изгна- зрения некоторых современных ученых-юристов. ние из родовой общины, в результате которого человек оказывался «без роду Наравне с этими взглядами также существует точка зрения, сторонники и племени», что практически было равносильно смерти). Применялись так- которой указывают на возможность признания в качестве правовых норм же телесные повреждения и смертная казнь. первобытных календарей (агрокалендари – первичные правовые нормы). Право, как и государство, возникает в результате естественно- Государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. А со- исторического развития общества, в результате процессов, происходящих в циальная эволюция человека насчитывает около 40-50 тыс. лет. Таким обра- общественном организме. При этом существуют различные теоретические зом, уже задолго до возникновения государства существовали определенные версии происхождения права. Одна из них весьма обстоятельно изложена в формы человеческого общежития, социальное управление, власть, норма- теории марксизма. Примерная схема такова: общественные разделения тру- тивное регулирование. Становление этих общественных феноменов проис- да и рост производительных сил – прибавочный продукт – частная собст- ходило, как естественно-исторический процесс и было обусловлено суро- венность – антагонистические классы – государство и право как орудия выми условиями выживания человека, необходимостью сохранения форм классового господства. Таким образом, в этой модели на первый план вы- его социального бытия. двигаются политические причины появления права. Другие теории рассмат- 25 26
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- …
- следующая ›
- последняя »