Экологическое право. Учебно-методическое пособие. Доржиев Ж.Б. - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

29
5. Государствовсеобъемлющая, универсальная организация (объе-
диняет всех членов общества, проникает во все сферы жизни общества,
следствием чего является создание иллюзии, что общество и государство
одно и то же).
6. Государствоэто организация, обладающая публичной властью со
специальным аппаратом управления и принуждения (суть самого государст-
ва). Аппарат управленияэто материальное олицетворение публичной вла-
сти.
7. Государствоэто организация, осуществляющая управление обще-
ством внутри страны и представляющая его интересы за пределами страны.
В связи с вышеизложенным можно дать определение государства в уз-
ком смысле.
Государство есть всеобъемлющая, суверенная, политико-
территориальная организация, обладающая публичной властью со специ-
альным аппаратом управления и принуждения и осуществляющая руково-
дство (управление) обществом (в интересах либо народа в целом, либо ка-
ких-то классов или социальных групп) внутри страны и представляющая его
интересы за ее пределами.
3.2. Сущность государства
Данный вопрос очень тесно связан с вопросом о понятии государства,
а, следовательно, нельзя до конца понять, что такое государство, не выяснив
его сущность, т.к. сущностьэто сердцевина каждого явления, это то внут-
реннее, что скрыто от внешнего созерцания. Вопрос о сущности государства
призван раскрыть суть государства и показать, что есть государство на са-
мом деле. Сущность можно выяснить только путём анализа (агностицизм
его родоначальником является И. Кант - считает, что познать сущность яв-
ления нельзя, он указывал на непознаваемость сущности какого-либо явле-
ния). Надо заметить, что познаваемость сущностиочень трудоёмкий про-
цесс.
В настоящее время в науке ТГП вопрос о сущности государства отно-
сится к числу дискуссионных. При рассмотрении данного вопроса исполь-
зуется два основных подхода: классовый и надклассовый (общесоциаль-
ный). Классовый подход наиболее ярко выражен в марксистской теории (эта
теория рассматривает государство с сугубо классовых позиций). С точки
зрения этой теории государствоэто орудие классового господства, машина
для подавления одного класса другим. Марксизм связывал появление госу-
дарства с расколом общества на классы, при этом утверждалось, что с ис-
чезновением классов государство перестанет быть необходимым. В своей
известной работе «Революция и государство» В.И. Ленин указывал, что го-
30
сударство диктатуры пролетариатаэто полугосударство. С точки зрения
марксизма-ленинизма государство всегда выражает интересы определённого
класса, причём экономически господствующего, защищает этот класс в ин-
тересах этого же класса, подавляет угнетенные классы. В настоящее время
классовый подход в понимании государства подвергается критике. Надклас-
совый подход нашел свое выражение в различных немарксистских теориях,
в частности, в теории правового государства, теории элит, теории плюрали-
стической демократии, теории государства всеобщего благоденствия, техно-
кратических теориях и некоторых других. Все эти теории по-своему рас-
крывают сущность государства, но все они отрицают классовый характер
государства. Так, например, одни из этих теорий (теория государства всеоб-
щего благоденствия, теория плюралистической демократии) считают, что
государство выражает интересы не каких-то классов, а всего общества; дру-
гие же (например, теория элит, технократические теории) исходят из того,
что государство выражает интересы не каких-то отдельных классов и не
всего общества, а определенных социальных групп (элиты общества, ме-
неджеров и т.д.).
Современная ТГП в вопросе о сущности государства объединяет как
классовый, так и надклассовый подходы. В современной литературе выска-
заны две основные точки зрения о сущности государстваклассовая и об-
щесоциальная. Классовая сущность проявляется в защите интересов власти
(господствующего экономически и политически класса). Общесоциальная
сущность выражается в защите общих интересов.
Таким образом, сущность государства имеет две стороны: классовую и
общесоциальную, и в различные исторические периоды на первый план
выходит то классовая, то общесоциальная сторона сущности государства. В
прошлом на первом плане выступала классовая сторона сущности государ-
ства, в современных же государствах классовая стороны отходит на второй
план и вперед выдвигается общесоциальная.
Согласно точки зрения проф. Р.З. Лившица, государство прошлого бы-
ло классовым, являлось орудием классового господства. Современное же
государство утратило классовый характер и из орудия классового господства
превратилось в орудие социальных компромиссов. Таким образом, автор
утверждает, что в современный период истории государство нельзя рассмат-
ривать с классовых позиций, современное общество не носит классового
характера, классовые различия размываются.
В контексте данного взгляда вновь актуализируется буржуазная кон-
цепциятеория стратификации (стратыопределенные слои, группы лю-
дей в обществе). Согласно данной концепции в обществе существуют мно-
жество различных слоев населения (страт), в то время как классовое деле-
     5. Государство – всеобъемлющая, универсальная организация (объе-         сударство диктатуры пролетариата – это полугосударство. С точки зрения
диняет всех членов общества, проникает во все сферы жизни общества,           марксизма-ленинизма государство всегда выражает интересы определённого
следствием чего является создание иллюзии, что общество и государство –       класса, причём экономически господствующего, защищает этот класс в ин-
одно и то же).                                                                тересах этого же класса, подавляет угнетенные классы. В настоящее время
     6. Государство – это организация, обладающая публичной властью со        классовый подход в понимании государства подвергается критике. Надклас-
специальным аппаратом управления и принуждения (суть самого государст-        совый подход нашел свое выражение в различных немарксистских теориях,
ва). Аппарат управления – это материальное олицетворение публичной вла-       в частности, в теории правового государства, теории элит, теории плюрали-
сти.                                                                          стической демократии, теории государства всеобщего благоденствия, техно-
     7. Государство – это организация, осуществляющая управление обще-        кратических теориях и некоторых других. Все эти теории по-своему рас-
ством внутри страны и представляющая его интересы за пределами страны.        крывают сущность государства, но все они отрицают классовый характер
     В связи с вышеизложенным можно дать определение государства в уз-        государства. Так, например, одни из этих теорий (теория государства всеоб-
ком смысле.                                                                   щего благоденствия, теория плюралистической демократии) считают, что
     Государство     есть    всеобъемлющая,     суверенная,   политико-       государство выражает интересы не каких-то классов, а всего общества; дру-
территориальная организация, обладающая публичной властью со специ-           гие же (например, теория элит, технократические теории) исходят из того,
альным аппаратом управления и принуждения и осуществляющая руково-            что государство выражает интересы не каких-то отдельных классов и не
дство (управление) обществом (в интересах либо народа в целом, либо ка-       всего общества, а определенных социальных групп (элиты общества, ме-
ких-то классов или социальных групп) внутри страны и представляющая его       неджеров и т.д.).
интересы за ее пределами.                                                          Современная ТГП в вопросе о сущности государства объединяет как
                                                                              классовый, так и надклассовый подходы. В современной литературе выска-
     3.2. Сущность государства                                                заны две основные точки зрения о сущности государства – классовая и об-
     Данный вопрос очень тесно связан с вопросом о понятии государства,       щесоциальная. Классовая сущность проявляется в защите интересов власти
а, следовательно, нельзя до конца понять, что такое государство, не выяснив   (господствующего экономически и политически класса). Общесоциальная
его сущность, т.к. сущность – это сердцевина каждого явления, это то внут-    сущность выражается в защите общих интересов.
реннее, что скрыто от внешнего созерцания. Вопрос о сущности государства           Таким образом, сущность государства имеет две стороны: классовую и
призван раскрыть суть государства и показать, что есть государство на са-     общесоциальную, и в различные исторические периоды на первый план
мом деле. Сущность можно выяснить только путём анализа (агностицизм –         выходит то классовая, то общесоциальная сторона сущности государства. В
его родоначальником является И. Кант - считает, что познать сущность яв-      прошлом на первом плане выступала классовая сторона сущности государ-
ления нельзя, он указывал на непознаваемость сущности какого-либо явле-       ства, в современных же государствах классовая стороны отходит на второй
ния). Надо заметить, что познаваемость сущности – очень трудоёмкий про-       план и вперед выдвигается общесоциальная.
цесс.                                                                              Согласно точки зрения проф. Р.З. Лившица, государство прошлого бы-
     В настоящее время в науке ТГП вопрос о сущности государства отно-        ло классовым, являлось орудием классового господства. Современное же
сится к числу дискуссионных. При рассмотрении данного вопроса исполь-         государство утратило классовый характер и из орудия классового господства
зуется два основных подхода: классовый и надклассовый (общесоциаль-           превратилось в орудие социальных компромиссов. Таким образом, автор
ный). Классовый подход наиболее ярко выражен в марксистской теории (эта       утверждает, что в современный период истории государство нельзя рассмат-
теория рассматривает государство с сугубо классовых позиций). С точки         ривать с классовых позиций, современное общество не носит классового
зрения этой теории государство – это орудие классового господства, машина     характера, классовые различия размываются.
для подавления одного класса другим. Марксизм связывал появление госу-             В контексте данного взгляда вновь актуализируется буржуазная кон-
дарства с расколом общества на классы, при этом утверждалось, что с ис-       цепция – теория стратификации (страты – определенные слои, группы лю-
чезновением классов государство перестанет быть необходимым. В своей          дей в обществе). Согласно данной концепции в обществе существуют мно-
известной работе «Революция и государство» В.И. Ленин указывал, что го-       жество различных слоев населения (страт), в то время как классовое деле-



                                                                        29    30