ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
5 Как Фома Аквинский понимал свободу человека?
6 Каким образом идеи мыслителя получили дальнейшее развитие в неотомизме?
Методические рекомендации
При ответе на первый вопрос следует иметь в виду, что в эпоху необычайной популярности фило-
софии Платона обращение Фомы Аквинского к идеям Аристотеля многим его современникам показа-
лось еретическим. Попытайтесь разобраться в причинах особого отношения Фомы к Аристотелю. Осо-
бое внимание обратите на стремление Фомы прийти к вере с помощью разума, приблизить Бога к миру,
а мир – к Богу. Сделайте вывод о том, почему именно в учении Аристотеля Аквинский увидел возмож-
ность реализовать это стремление.
Раскрывая второй вопрос, подчеркните, что проблема соотношения разума и веры, красной нитью
проходящая через всю средневековую философию, в разные периоды ее развития имела различное ре-
шение. Покажите принципиальное отличие версии, предложенной Фомой: в ней он не допускает воз-
можности существования двух истин, изолированно друг от друга добываемых наукой и теологией, но
признает разные пути и методы достижения единой цели.
Отвечая на третий вопрос, не ограничивайтесь перечислением сформулированных Фомой доказа-
тельств бытия Бога, но попытайтесь прокомментировать их. В частности, можно показать, что смысл
этих доказательств состоит в том, чтобы продемонстрировать возможность установления гармонии ве-
ры и разума в процессе богопознания.
Для того, чтобы решить задачу, поставленную в четвертом вопросе, необходимо в самых общих
чертах раскрыть суть спора средневековых реалистов и номиналистов. Разобравшись в оттенках суще-
ствовавших во времена Фомы Аквинского способов решения спорной проблемы, обратитесь к тому, как
он сам рассматривал категории общего и единичного, как представлял процесс человеческого познания
реальности.
Рассматривая решение Фомой проблемы человеческой свободы (пятый вопрос), исходите из того,
что свободу он считал основой богопознания. Покажите, что в отличие от предшественников, отожде-
ствлявших свободу то с волей, то с любовью, Аквинский связывает ее с разумом, осознанием цели че-
ловеческой жизни. Подчеркните, что, согласно Фоме, свободно действующий человек подчиняется при
этом «естественным законам», которые выражают его причастность законам «вечным», божественным
через его разум.
При ответе на пятый вопрос следует помнить, что, начиная с XV в. томизм разделился на два на-
правления: ортодоксальный и ренессансный, допускающий его соединение с новыми гуманистическими
течениями. Отметьте, какое значение в католической церкви придается учению Фомы Аквинского, на-
зовите представителей современной версии учения Фомы – неотомизма. Покажите, как в религиозной
философии ХХ в. идеи Фомы соединяются с естественнонаучными исследованиями.
Тема 19
Творческий синтез античной философии и
ислама в учении Авиценны (Ибн Сины)
Вопросы
1 Каковы основные вехи творческой эволюции мыслителя?
2 Что Вы знаете о проведенной им классификации наук и разделении философии на теоретиче-
скую и практическую?
3 Как в учении Авиценны решались проблемы бытия, взаимоотношений Бога и мира?
4 Как Авиценна трактовал процесс познания мира, возможности разума и роль пророчеств?
5 В чем суть представлений Авиценны о надлежащем государственном устройстве?
6 Каково философское значение творчества Авиценны?
Методические рекомендации
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- …
- следующая ›
- последняя »