История Тамбовского края с древнейших времен до середины XIX века. Двухжилова И.В. - 41 стр.

UptoLike

Составители: 

Первым каменным сооружением в Тамбове был пятикомнатный дом епископа, построенный рядом
с соборной церковью. В 1693 г. вместо обветшавшего деревянного Преображенского собора по инициа-
тиве епископа Питирима началось строительство каменного. По вопросам строительства собора, полу-
чения дополнительных сумм денег Питирим неоднократно ездил в Москву к патриарху. Однако строи-
тельство главного храма в Тамбове затянулось.
Среди горожан значительную часть составляли служилые люди стрельцы, пушкари, городовые
казаки. Численность торгово-ремесленного населения была невелика. Служилые люди совмещали свои
обязанности по государевой службе с производством ремесленных изделий, мелкой торговлей. В этом
им помогали домочадцы. Денежное жалованье стрельцов было небольшим и нерегулярным. Гораздо
важнее было использование полковой земли. Стрелец или пушкарь за службу имел свой надел, который
обрабатывал сам или с помощью родственников. У некоторых служилых людей могли быть холопы.
Проблемы сева, сенокоса и других страдных работ были жизненно важны для горожан.
В XVII в. городской быт мало отличался от сельского. Дома были деревянными. Большинство жи-
лых построек, как жителей городов-крепостей, так и сельчан, крылось соломой. Крестьянская изба со-
стояла из сруба, связанного из сосновых, реже дубовых брёвен. Крестьянский двор, кроме избы, имел
клеть
(нетопившаяся часть дома, где хранилась домашняя утварь) и разнообразные хозяйственные по-
стройки (погреба, амбары, овины и т.п.).
К дому обязательно примыкал огород. Большинство изб имело
площадь в 20 40 м
2
. При этом немалое место в избе занимала печь. В таком доме жили в среднем 8
10 человек.
Небольшая изба являлась главным жизненным пространством семьи, особенно в зимнее время, по-
скольку это была единственная отапливаемая постройка. В зимнее время крестьяне держали здесь до-
машнюю птицу и молодняк скота не менее четырех месяцев в году, чтобы защитить их от холода. В
очень сильные морозы в избу загоняли и взрослую скотину.
Избы топилось по-чёрному. Этот способ отопления требовал меньше дров. Однако жилое помеще-
ние не было абсолютно задымлено. Дым уходил через войлоковые окна. Но так как они не были связа-
ны с очагом, то с дымом не уходило тепло. Наружный слой русской печки в XVII в. чаще был округ-
лым. Более привычный в последующие века вариант горизонтального верха печи встречался редко. Хо-
зяева дома могли спать в тепле на полатяхподвесном дощатом помосте, расположенном близко от пе-
чи, но ниже уровня дыма, скапливавшегося в помещении. Подвесной потолок отсутствовал. Были вид-
ны конёк и стропила крыши.
В русской кухне преобладали вареные, печёные блюда, так как жарить в русской печке было не-
удобно. Основной ёмкостью для готовки был горшок, устойчиво стоявший в печке. Хозяйка ставила и
доставала тяжёлые горшки с помощью ухвата, положенного на каток. Из-за того, что это было нелегко
физически, девочек довольно поздно учили стряпать.
Русская печка зачастую заменяла баню в остывающей чисто выметенной топке, прикрытой за-
слонкой, мылись. Иметь свою баню мог только довольно состоятельный человек. Вёдра, корыта, бочки
и прочие ёмкости для воды делались из дерева. Воду носили из колодцев или реки, бельё стирали в ре-
ке, а гладили с помощью деревянного валька и рубеля.
В абсолютном большинстве домов были земляные полы. Перед праздником их выравнивали и ма-
зали жидкой глиной, чтобы было меньше пыли. У богатых хозяев пол из расколотых пополам бревен
мог занимать лишь чистую часть жилья, не доходя до предпечья и порога. Так как на земляном полу
кроме мышей водились ещё и земляные жабы, то иногда хозяева держали ручного ужа, ловившего и
тех, и других. Кошка в доме была обязательно. А место собак было во дворе. В жилые помещения их не
пускали.
Традиционной мебелью для XVII в. были столы, скамьи и лавки. Лавка была довольно широкой и
напоминала вагонную полку. Она крепилась к стене, под неё ставились короба и укладки с вещами.
Лавка являлась спальным местом. Скамья имела ножки, а иногда и спинку. Её можно было ставить в
любое место. Днём скамьи и лавки накрывались ткаными накидками. Большинство горожан, как и сель-
ские жители, в то время не имели постельных принадлежностей. На лавку клали набитый соломой тю-
фяк, под голову свернутую одежду, одеждой и накрывались. Отдельное место для сна люльку
имел только самый младший в семье. В тёмное время дом освещала лучина и гораздо реже свеча. Сун-
дук считался принадлежностью богатого дома. У бедных все необходимое хранилось в плетёных коро-
бах. Посуда ставилась на открытые полки вдоль стен. Глиняные и деревянные миски по устоявшейся