ВУЗ:
Составители:
знаменитом параде войск, оборонявших Москву Агапкин дирижировал сводным оркестром. 24 июня 1945 г. на Параде
Победы оркестр Агапкина входил в состав сводного оркестра.
Тамбовское Коннозаводское собрание в летние месяцы содержало собственный оркестр, для которого специально
приглашались опытные дирижёры. Частыми концертантами были оркестры Крамского резервного полка (руководитель П.С.
Евдокимов) любителей, организованный В.С. Семеновым, оркестр железнодорожного театра (руководитель П.Ф.
Рудзинский). В благотворительных вечерах участвовал оркестр Полоцкого пехотного полка (руководитель Каргородский).
Приметой времени стали выступления небольших инструментальных ансамблей в только что открывшихся кинотеатрах –
«Художественный», «Модерн».
В программах исполнителей все большее место стали занимать сочинения отечественных композиторов, и не только
популярных А. Рубинштейна, П. Чайковского, но и А. Аренского, А. Глазунова, А. Лядова, А. Скрябина, А. Гречанинова, М.
Ипполитова-Иванова, С. Рахманинова.
Жанровым разнообразием репертуара отличалась тамбовская театральная сцена начала ХХ века. Профессиональные и
любительские труппы обращались к драме и трагедии, комедии и лирической пьесе, ставили водевили, музыкальные
комедии, фарс. Почти ежегодно давались оперные представления. В первое десятилетие нового века состоялись встречи
тамбовского слушателя с Товариществом артистов русской оперы под руководством Н. Миклашевского (1901), опереточной
антрепризой А. Левицкого (1901), которая привезла в Тамбов спектакли «Гейша», «Гаскарон». Вслед за ними выступали
опереточные артисты под управлением Морозенко и оперная труппа антрепризы Наумовского (1902). Тамбовцам
посчастливилось принимать оперные антрепризы, которыми руководили выдающиеся певцы – тенор Л. Донской, вместе с
которым выступали знаменитые московские артисты С. Власов, Д. Южин (1904); меццо-сопрано Т. Любатович (1905). К
слову заметим, что на даче певицы С. Рахманинов репетировал с артистами театра Мамонтова оперы «Моцарт и Сальери» Н.
Римского-Корсакова и «Борис Годунов» М. Мусоргского. Большой резонанс имела гастроль антрепризы В. Туманского, в
которой пели солисты оперных театров Москвы и Петербурга, имелся хороший хор и балет во главе с известным дирижёром
А. Орловым (1907). Среди не звучавших в Тамбове опер Чайковского они показали «Мазепу» и «Черевички», над которой
композитор работал на Тамбовщине в селе Усово. Тамбовцам довелось слушать артистов Большого театра, частных театров
С. Зимина и С. Мамонтова. Ошеломляющий успех выпал на долю японской труппы под управлением Тэн Ичи (1912). В
программу коллектива, состоявшего из 30 человек с национальным оркестром, входили японский водевиль, фарс, балет,
пантомима, «живые картины», опыты из области магии и метафизики.
В начале ХХ века классическая оперетта в исполнении профессиональных артистов пришла на сцену Моршанска. В
1905–06 гг. широко этот жанр, а также оперу, представляли артисты русско-украинской труппы И.В. Квитко и И.Ф.
Каневского. Столичные артисты приезжали в Козлов.
Частную музыкальную школу в Моршанске содержала М.И. Ососко. Окончившие школу получали право работать
домашней учительницей. Музыкальную школу в Борисоглебске хотела открыть О.П. Косых (1907), в Липецке Д.А. Бреева
(1911). В Тамбове действовали школы М.Г. Кайзер-Рудзинской, О.И. Мацневой. Идея общедоступного музыкального
образования была решена П.Н. Бигдаш-Богдашевым, когда он открыл в Тамбове Бесплатный хоровой класс (1906). Среди
обучающихся были чиновники, мастеровые, рабочие, студенты, семинаристы. Подобный хоровой класс функционировал в
селе Кулугино Кирсановского уезда, в нем работал Г.А. Поздняков.
Развивалась сеть учреждений, где музыкальному воспитанию и образованию отводилось значительное место. Такими,
например, были второклассные церковные школы и их педагогические отделения, где обучали церковному и светскому
пению, игре на скрипке, музыкально-теоретическим дисциплинам. Выпускникам предоставлялось право вести уроки пения в
школах грамоты. Введение в церковных школах светских форм внеклассной работы – инструментальных ансамблей разных
составов, оркестров – способствовало воспитанию музыкально-грамотного слушателя концертов, культурно-образованного
гражданина.
В целом развитие музыкальной культуры Тамбовского края в качестве феномена провинциальной российской культуры
представляло собою непрерывный процесс обновления, совершенствования и усложнения. Преобразования, происходившие
в музыкальной жизни края, стимулировались, с одной стороны, контактами с Москвой и Петербургом, которые были
довольно тесными, с другой – возросшей с 1880-х годов значимостью музыкального образования. Его приоритетная роль
просматривается во всех сферах культуры.
Особой страницей в истории музыкальной культуры края является пребывание здесь и творческая деятельность
выдающегося русского композитора С.В. Рахманинова (1890 – 1917, с. Ивановка). «Через Ивановку» прошли почти все его
произведения: одни из них здесь сочинялись, другие записывались, подвергались аранжировке.
Заметный вклад в развитие культуры внесла деятельность, хотя и кратковременная, будущих видных отечественных
музыкантов – в Козлове А.Д. Кастальского (1882 – 84), в Знаменском-Кариан В.М. Орлова (1884 – 93), в Тамбове И.Ф.
Сараджева (1885 – 87), К.А. Киппа (1889 – 92), В.Р. Вильшау (1889 – 95), М.Г. Климова (1900 – 1902), М.П. Гайдая (1900 –
1907), К.А. Миньяр-Белоручева (1901 – 1904).
Александр Дмитриевич Кастальский (1856 – 1926), русский композитор, хоровой дирижёр, исследователь русского
музыкального фольклора; один из инициаторов так называемого «нового направления» в русской духовной музыке конца
XIX – начала ХХ вв. Родился в Москве в семье священника. В 1876 – 1881 учился в Московской консерватории, но завершил
курс много лет спустя – в 1893 в композиторском классе С.И. Танеева. Некоторое время преподавал и дирижировал разными
хорами в провинции, в том числе в 1882 – 84 гг. в Козлове. Кастальский – автор около 200 духовных сочинений и
переложений, составлявших основу клиросного (и в большей мере концертного) репертуара Синодального хора в 1900-х гг.
Композитор первым сумел доказать органичность соединения древнерусских распевов с приемами народного крестьянского
многоголосия, а также с традициями, сложившимися в клиросной практике, и с опытом русской композиторской школы.
Нередко Кастальского называли «Васнецовым в музыке», имея в виду роспись В.М. Васнецовым Владимирского собора в
Киеве, восстановившую традиции монументальной фрески в национальном стиле: стиль духовной музыки Кастальского, где
едва ощутима грань между переложением (обработкой) традиционных распевов и сочинением в их духе, также отмечен
объективностью и строгостью. В качестве директора Синодального училища Кастальский осуществлял его преобразование в
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- …
- следующая ›
- последняя »