ВУЗ:
Составители:
к культурному досугу горожане получили возможность расширять свои познания, заниматься в театральной
самодеятельности, петь в хоре, играть на музыкальных инструментах.
Развитие системы образования требовало открытия новых учебных заведений. Здания ремесленных, епархиального и
духовного училищ, училища для слепых детей, мужской и двух женских гимназий, приюта для арестантских детей,
воспитательного дома были возведены на средства благотворителей. Также были отстроены работный дом, дом трудолюбия,
богадельня, приют для неизлечимо больных, народная читальня, народный дом. Наряду с очень состоятельными людьми,
жертвовавшими крупные суммы на строительство – Нарышкиными, Асеевыми, Толмачёвыми, Носовыми, Вышеславцевыми,
Теннис и другими, на благотворительные цели отдавали свои скромные пожертвования обычные горожане. В городе
действовало несколько добровольных благотворительных организаций.
В 1901 г. художник и педагог С.И. Криволуцкий основал в Козлове художественную школу-студию, в которой постигал
секреты живописи будущий президент Академии художеств СССР A.М. Герасимов (1881 – 1963). Школа-студия
располагалась в краснокирпичном здании, построенном в 1870 г. Здание в настоящее время является памятником истории и
культуры. Сергей Иванович Криволуцкий (1869 – 1922) учился в духовной семинарии, но обучение закончил уже в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Обучение продолжил в мастерской художника В.Е. Маковского в
Высшем художественном училище при Академии художеств, которое окончил с золотой медалью. Затем работал в Италии,
потом жил в Тамбове, а затем перебрался в Козлов, где на собственные деньги и основал уже упомянутую школу-студию.
Кроме А.М. Герасимова школу-студию Криволуцкого окончили С.С. Варсонофьев (1887 – 1959), Д.Р. Панин (1886 – 1954) и
др.
В начале XX в. многие тамбовчане занимались сельским хозяйством. В 1906 г. в городе было 92 сада и 5 бахчей,
продукция которых продавалась. За пределы губернии вывозили вишню и яблоки, в том числе мочёные. К этому времени
население привыкло к подсолнечнику. Лузганье семечек на досуге вытеснило популярные раннее калёные орехи.
Содержали горожане и скот. В 1906 г. в Тамбове было 1176 лошадей, 1143 головы крупного рогатого скота, 47 простых
и 25 тонкорунных овец, 709 свиней, 63 козы и 1 осел. Одна корова приходилась на 46 жителей, то есть была в каждом
десятом домохозяйстве. Стада паслись на окраинах и на заливных лугах за Цной. Даже на центральных улицах копошились
куры. На базаре торговали сеном.
Городским жителям надо было хранить продукты. Погреба и ледники были в каждой усадьбе. Однако хозяйки и
кухарки ходили на базар за скоропортящимися продуктами не менее двух раз в неделю.
К началу XX в. рацион питания горожан зависел от доходов и социальной принадлежности. В домах среднего достатка
появились макароны, котлеты, манная каша. В приданое дворянкам, купчихам, поповнам матери стали покупать поваренные
книги.
Со второй половины XIX в. в образованных семьях стали гораздо больше, чем раньше, заботиться о развитии детей.
Детские книжки и игрушки стали выгодным товаром. Но в Тамбове эта прослойка покупателей была невелика и
специального магазина не было. Дорогие игрушки продавались в мебельных магазинах перед Пасхой и Рождеством.
Кустарные игрушки покупали на базаре.
В учебных заведениях в конце XIX в. стали устраивать детские праздники. В конце учебного года лучших учеников
награждали книгами. Для мальчиков выбирали самые прочные переплёты, а для девочек – самые изящные издания.
В конце XIX в. стало модным наряжать ёлку для детей. Но это развлечение было доступно далеко не всем. Ёлочных
базаров в Тамбове не было. Многие украшения делали сами. На детской ёлке подарки давали всем приглашённым.
В народном костюме детская одежда отличалась от взрослой только размером. В городском костюме со второй
половины XIX в. детей одевали особым образом. Но даже в состоятельных семьях детскую одежду от распашонки до пальто
шили дома. У портных заказывали только гимназическую форму для мальчиков. Торговля готовой детской одеждой была не
очень распространена.
В конце XIX в. фотография на память стала неотъемлемым атрибутом жизни. Наиболее известными фотографами были
Цаплин и Енкен. Им заказывали не только семейные портреты, но и коллективные фотографии, выпускные альбомы.
Устоявшийся образ жизни горожан был нарушен в 1914 г. начавшейся Первой мировой войной.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- …
- следующая ›
- последняя »