Отечественная история. Ерохина Е.А. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

10
цивилизация (индустриальное общество) и информационная цивилизация
(постиндустриальное общество).
Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически
сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и
имеют свои особенности социально-экономического и культурного
развития. Локальные цивилизацииэто своего рода единицы, составляющие
общий поток истории. Они могут совпадать с границами государства
(китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств.
Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в
которых взаимодействуют разные «компоненты»: географическая среда,
экономика, политическое устройство, социальная структура, законодательство,
церковь, религия, философия, литература, искусство, быт людей, нормы их
поведения и т. д. В совокупности они определяют неповторимость каждой
отдельно взятой локальной цивилизации, характеризуют ее культурно-
исторический тип. По своему содержанию понятие «локальная цивилизация»
близко понятию «национальная культура». Не случайно, в большинстве
словарей «цивилизация» интерпретируется как синоним понятия «культура».
Культурно-исторический тип не может быть заимствован другим
народом, а вырабатывается самостоятельно при большим или меньшим
влиянии других культур.
Обе теориистадиальная и локальнаядают возможность по-разному
увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее
единые для всего человечества законы развития. В теории локальных
цивилизаций индивидуальное, разнообразие исторического процесса. Обе
теории имеют свои преимущества и взаимно дополняют друг друга. Попытки
объединить их предпринимались уже неоднократно. Но до сих пор еще не
создана «универсальная» схема истории, в которой идеально соединились
бы локальный и стадиальный подходы.
Характеризуя современную историческую литературу, ученые отмечают и
такую ее черту, как политизация.
Для работ 1990-1993 гг. издания была характерна оценочная
агрессивность и политическая тенденциозность, вступавшие в противоречие
с принципами научной объективности и историзма. Началось «переписывание»
советской истории в чисто политических коньюнктурных целях, что повлияло
даже на работу историков с архивами и документами. В ход пошли
некритически воспринятые аргументы западной советологии так называемого
тоталитарного подхода к советской истории. Если в конце 80-х годов историки
бились над проблемой «правильного определения», что же мы построили
(государственный, казарменный, азиатский, феодальный или какой-либо иной
социализм), то в 90-х годах речи о социализме уже не было, в ход были
пущены «тоталитаристские» интерпретации российской истории.
В 1994-1995 гг. литература и учебные пособия по истории стали
иными. Завершение наиболее острого периода борьбы за власть в российском
обществе (октябрь 1993 г.) обнаружило усталость масс от «черных»