ВУЗ:
Составители:
посредством пропаганды и сплочения народных сил; не только разрушить до конца силою этой рево-
люции весь ныне существующий экономический, социальный и политический порядок вещей; но еще,
пережив самое торжество революции, на другой день народной победы сделать невозможным установ-
ление какой бы то ни было государственной власти над народом – даже самой революционной, по-
видимому, даже вашей, – потому что всякая власть, как бы она" ни называлась, непременным образом
подвергла бы народ старому рабству в новой форме. Поэтому организация наша должна быть довольно
крепка и живуча, чтобы пережить первую победу народа, – а это совсем нелегкое дело, – должна быть
так глубоко проникнута своим началом, чтобы можно было надеяться, что даже посреди самой револю-
ции она не изменит ни мыслей, ни характера, ни направления. В чем же
должно будет состоять это направление? Что будет главною целью и
задачею организации? Помочь народу самоопределиться на основании
полнейшего равенства и полнейшей и всесторонней человеческой свобо-
ды, без малейшего вмешательства какой бы то ни было, даже времен-
ной или переходной, власти, т.е. без всякого государственного посред-
ства.
Мы отъявленные враги всякой официальной власти будь она хоть
распререволюционная власть,– враги всякой публично признанной дик-
татуры, мы – социально-революционные анархисты. Но если мы анар-
хисты, спросите Вы, каким правом хотим мы и каким способом будем
мы действовать на народ? Отвергая всякую власть, какою властью или,
вернее, какою силою будем мы сами руководить народную революцию?
Невидuмою, никем не прuзнанною и никому не навязывающейся силою,
коллективною диктатурою нашей организации, которая будет именно
тем могущественнее, чем более она останется незримою и непризнанною, чем более она будет лишена
всякого официального права и значения…
Документ 11
Из «Катехизиса революционера» С.Г. Нечаева
*
ОТНОШЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРА К САМОМУ СЕБЕ
§ 1 Революционер – человек обреченый. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни при-
вязанностей, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглосчено единственным исключительным
интересом, единою мыслью, единою страстью – революцией.
§ 2 Он в глубине своего сусчества, не на словах только, а на деле, разорвал всякую связь с граждан-
ским порядком и со всем образованым миром и со всеми законами, приличиями, обсчепринятыми усло-
виями, нравственостью этого мира. Он для него – враг беспосчадный, и
если он продолжает жить в нем, то для того только, чтоб его вернее разру-
шить.
§ 3 Революционер презирает всякое доктринерство и отказался от
мирной науки, предоставляя ее будусчим поколениям. Он знает только
одну науку, науку разрушения. Для этого, и только для этого, он изучает
теперь механику, физику, химию, пожалуй медицину. Для этого
изучает он дено и носчно живую науку людей, характеров, положений и
всех условий настоясчаго обсчественаго строя, во всех возможных
слоях. Цель же одна – наискорейшее и наивернейшее разруше-
ние этого поганаго строя.
§ 4 Он презирает обсчественное мнение. Он презирает и
ненавидит во всех ея побуждениях и проявлениях нынешнюю обсчественую нравственость. Нравствено
для него все, что способствует торжеству революции.
Безнравствено и преступно все, что мешает ему.
§ 5 Революционер – человек обреченый. Беспосчадный для государства и вообсче для всего со-
*
Нечаев С. Катехизис революционера // Родина. 1990. № 2. С. 82–83. Орфография автора сохранена.
С.Г. Нечаев
М.А. Бакунин
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- …
- следующая ›
- последняя »