История России: век XIX. Есиков С.А - 112 стр.

UptoLike

словно-образованаго обсчества, он и от них не должен ждать для себя никакой посчады. Между ними и
им сусчествует тайна или явная, но непрерывная и непримиримая война на жизнь и на смерть. Он каж-
дый день должен быть готов к смерти. Он должен приучить себя выдерживать пытки.
§ 6 Суровый для себя, он должен быть суровым и для других. Все нежныя, изнеживаюсчия чувства
родства, дружбы, любви, благодарности и даже самой чести должны быть задавлены в нем единою хо-
лодною страстью революционаго дела. Для него сусчествует только одна нега, одно утешение, возна-
граждение и удовлетворение успех революции. Дено и носчно должна быть у него одна мысль, одна
цель беспосчадное разрушение. Стремясь хладнокровно и неутомимо к этой цели, он должен быть
всегда готов и сам погибнуть и погубить своими руками все, что мешает ея достижению.
§ 7 Природа настоясчаго революционера исключает всякий романтизм, всякую чувствительность,
восторженость и увлечение. Она исключает даже личную ненависть и мнение. Революционерная
страсть, став в нем обыденостью, ежеминутностью, должна соединиться с холодным расчетом. Всегда и
везде он должен быть не то, к чему его побудают влечения личныя, а то, что предписьвает ему обсчий
интерес революции.
ОТНОШЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРА К ТОВАРИСЧАМ
ПО РЕВОЛЮЦИИ
§ 8 Другом и милым человеком для революционера может быть только человек, заявивший себя на
деле таким же революционым делом, как и он сам. Мера дружбы, преданости и прочих обязаностей в
отношении к такому товарисчу определяется единствено степенью полезности в деле всеразрушитель-
ной практической революции.
§ 9 О солидарности революционеров и говорить нечего. В ней вся сила революционаго дела. Това-
рисчи-революционеры, стоясчие на одинаковой степени революционаго понимания и страсти, должны,
по возможности, обсуждать все крупныя дела вместе и решать их единодушно. В исполнении таким об-
разом решенаго плана, каждый должен расчитывать, по возможности, на себя. В выполнении ряда раз-
рушительных действий каждый должен делать сам и прибегать к совету и помосчи товарисчей только
тогда, когда это для успеха необходимо.
§ 10 У каждаго товарисча должно быть под рукою несколько революционеров второго и третьяго
разрядов, то есть не совсем посвясченых. На них он должен смотреть, как на часть обсчаго революцио-
наго капитала, отданаго в его распоряжение. Он должен экономически тратить свою часть капитала,
стараясь всегда извлечь из него наибольшую пользу. На себя он смотрит, как на капитал, обреченый на
трату для торжества революционаго дела. Только как на такой капитал, которым он сам и один, без со-
гласия всего товарисчества вполне посвясченых, распоряжаться не может.
§ 11 Когда товарисч попадает в беду, решая вопрос спасать его или нет, революционер должен со-
ображаться не с какими-нибудь личными чувствами, но только с пользою революционаго дела. Поэтому
он должен взвесить пользу, приносимую товарисчем с одной стороны а с другой трату революционых
сил, потребных на его избавление, и на которую сторону перетянет, так и должен решить.
ОТНОШЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРА К ОБСЧЕСТВУ
§ 12 Принятие новаго члена, заявившаго себя не на словах, а на деле, в товарисчество не может
быть решено иначе, как единодушно.
§ 13 Революционер вступает в государственый, сословный и так называемый образованый мир и
живет в нем только с велю
*
его полнейшаго, скорейшаго разрушения. Он не революционер, если ему
чего нибудь жаль в этом мире. Если он может остановиться перед истреблением положения, отношения
или какого либо человека, принадлежасчаго к этому миру, в котором – все и все должны быть ему равно
ненавистны.
Тем хуже для него, если у него есть в нем родственыя, дружеския или любовныя отношения; он не
революционер, если они могут остановить его руку.
§ 14 С целью беспосчаднаго разрушения революционер может, и даже часто должен, жить в обсче-
стве, притворясь совсем не тем, что он есть. Революционеры должны проникнуть всюду, во все слои
высшия и средния, в купеческую лавку, в церковь, в барский дом, в мир бюрократический, военый, в
*
Вероятно: «верою".