Экономическая теория. Введение в экономику. Микроэкономика. Часть 1. Герасимов Б.И - 5 стр.

UptoLike

Рубрика: 

I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ
Т е м а 1
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
1.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ
Изучение экономики ведется с древнейших времен. Ее зачатки появились в Риме, Индии, Китае. Мыслители
того времени по-разному относились к собственности, труду, деньгам, устройству общества.
В их взглядах на экономику красной нитью проходит мысль о необходимости накопления богатства. Однако
учение о богатстве зародилось не в этих государствах, которые находились на достаточно высоком уровне хозяй-
ственного развития и были центрами хорошо развитых торговых отношений, а в Греции около V в. до н.э. К тому
времени греки достигли высокой ступени развития знаний. Наряду с философией они развивали теорию полез-
ных искусств, в которую входили искусство земледелия, медицины, военное искусство, а также искусство управ-
ления своим домом.
Греческие мыслители Ксенофонт, Платон, Аристотель внесли крупный вклад в развитие и накопление све-
дений о производственной деятельности людей. Именно им принадлежит описание хозяйственного быта грече-
ских полисов через образы идеализированных правителей и общественных порядков. Считается, что первым стал
употреблять термин «экономия» ученик Сократа, греческий мыслитель Ксенофонт. Ксенофонт (430 355 гг. до
н.э.) изложил свои взгляды в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельче-
ского хозяйства. Ксенофонт писал, что экономия (от греческого «ойкос» дом, «номос» – закон) – это наука, при
помощи которой можно обогащать свое хозяйство. Источник богатства он видел в домоводстве и сельском хо-
зяйстве, а ремесло, торговлю и ростовщичество отвергал как недостойные виды деятельности. Основную цель он
видел в обеспечении производства полезных вещей.
Другой греческий мыслитель Платон (427 347 гг. до н.э.) создал теорию идеального общественного уст-
ройства и изложил ее в своем труде «Политика или государство». Основой такого устройства является идея спра-
ведливости. В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия:
1) философов, призванных управлять государством;
2) воинов;
3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев.
Рабы не включались ни в одно из сословий. Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как говоря-
щие орудия производства. Философы и воины составляли высшую часть общества, о которой Платон проявлял
особую заботу. Наиболее глубокие суждения об экономических проблемах имелись у Аристотеля. Аристотель
(384 322 гг. до н.э.) различал два вида хозяйства: экономию хозяйство для поддержания и более полного
удовлетворения семейных нужд, к которому он относил главным образом земледелие, и хрематистику хозяй-
ство для обогащения, в которое включал ремесло и торговлю. К хрематистике Аристотель относился отрицатель-
но, считая, что она противоречит как законам этики, так и требованиям природы, поскольку направлена не на
удовлетворение повседневных нужд, а на накопление богатства.
Заслугой Аристотеля является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, положив начало
экономическому анализу. Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, он
рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Все, что соответствовало интересам
укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. То, что расшатывало хозяйство, относи-
лось к разряду явлений противоестественных. Естественные явления способствуют поддержанию умеренных
размеров богатства, сторонником которых был Аристотель, отвергавший накопление денег, обогащение за счет
сферы обращения, спекулятивной торговли, ростовщичества. Противоестественные явления Аристотель связывал
с чрезмерным развитием сферы обращения и включал ее в хрематистику, которая рассматривалась как искусство
«делать деньги». С точки зрения Аристотеля, истинной задачей человека должна быть не физическая жизнь, не
накопление богатства, а размышление и созерцание истины, стремление к собственному совершенству.
После Аристотеля мало что нового было внесено в развитие понимания экономии. Одним из представителей
экономической мысли Средневековья стал Фома Аквинский (1221 1275 гг.). Общественное разделение труда
он характеризовал как естественное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на сословия.
В частной собственности он видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвое-
ние богатства. Цену, которая основывалась на трудовых затратах, т.е. на обмене эквивалентов, считал «справед-
ливой ценой». С одной стороны, Аквинский считает «справедливой ценой» правильную цену, соответствующую
трудовым затратам, а с другой доказывает правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует
каждому участнику обмена приличное его рангу существование.
В России конец XV начало XVI вв. ознаменованы как этап завершения процесса ликвидации раздроблен-
ности страны и образования Русского централизованного государства. Наряду с наследственной собственностью
бояр расширились поместья и дворянское землевладение как вознаграждение за службу. Экономические интере-