Философия науки. Герасимова И.А. - 22 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

марксисткой философии). В когнитивном подходе сознание определяется как
эмерджентное свойство когнитивной системы.
В психологии личности самосознание это «устойчивая тенденция
личности направлять внимание на свои внутренние или внешние проявления»
(А.Фенигстейн). Самосознание в этом понимании имеет три измерения: (а)
личное самосознание внимание к своим мыслям и чувствам; (б) публичное
самосознание осведомленность о себе как социальном субъекте и объекте
восприятия другими; (в) социальная тревожность дискомфорт в
присутствии других, как реакция на процесс общения.
Большинством естествоиспытателей разделяется гипотеза о тождестве
психического и физического каждому состоянию сознания однозначно (или
много-многозначно) соответствует определенное состояние когнитивной
системы, мозга, или иначе: имеет
место только одно состояние, которое
может восприниматься либо физически, либо психически.
Следует обратить внимание на основные открытия XX в., касающиеся
отношения сознание мозг, в том числе открытие межполушарной
ассимметрии мозга: при почти одинаковой анатомии имеется
функциональное различие полушарий головного мозга. Левой полушарие
аналитическое, рациональное, последовательно действующее (“временное”),
активное, ведущее,
управляющее двигательной системой. Логико-вербальное
(словесное). Правое полушарие синтетическое, целостное, оперирующее
образами, (“пространственное”), интуитивное, не может выразить себя в
речи, но управляет зрением и распознаванием форм. Творчество понимается
как результат кооперации работы обоих полушарий (“пространственно-
временной процесс”).
Вопрос о природе сознания дискуссионный, современная наука не дает
ясных, окончательных ответов
на него. Имеются трансформированные
формы сознания (сон, гипноз) и бессознательные процессы (инстинкты,
влечения, впечатления). Согласно классической концепции, сознание
является продуктом мозга и нейропсихологических процессов,
происходящих в нем, при этом предполагается, что границы человека
совпадают с границами человеческого тела или поверхностью кожи
(«человек есть тело»).
В качестве альтернативной концепции приведем
понимание сознания в
учении йогов (классическая йога Патанджали). В основе его лежит идея о
том, что человек имеет (потенциально) бесконечное поле сознания,
совпадающее со всей целостностью бытия («человек есть сознание»).
Человек имеет сложную иерархическую структуру, включающую энергии,
тела и структуры разных уровней, в том числе физическое (плотное) тело,
эго (личность
), Высшее «Я». Понятие сознания в учении йогов многозначно
и включает основные значения и положения: сознание это атма-шакти
(энергия Высшего «Я»); именно в сознании Бог проявляется как вселенная;
сознание сформировано из тонкой материи; сознание это тонкая энергия;
прана (жизненная энергия, соединительный канал между телом и сознанием)