Составители:
Рубрика:
35
ЗАДАНИЕ: Подберите из виденных вами сновидений такое, которое бы
выполняло компенсаторную функцию.
ТРАНСЦЕНДЕНТНАЯ ФУНКЦИЯ.
Другая функция сновидений, выделяемая Юнгом, – трансцендентная.
Она ведет к открытию сущностного ядра человека. «При первом рассмотре-
нии она есть чисто природный процесс, который при определенных обстоя-
тельствах протекает без ведома и содействия индивидуума и может даже на-
сильственно реализовывать себя вопреки его противодействию. Смысл и
цель данного процесса – осуществление (первоначально заложенной в эм-
брионе) личности во всех ее аспектах. Это восстановление и развертывание
изначальной, потенциальной целостности» [2, С. 160-161].
Символы, которые при этом содержатся в сновидении, человечество
употребляло издавна для выражения целостности, полноты и совершенства –
это четверичность и круг.
Трансцендентную функцию выполняет сновидение десятилетней девоч-
ки отец которой, обеспокоенный сюжетами ее сновидений, обратился к Юн-
гу. «Лютый зверь», змееподобный монстр, усеянный рогами, убивает и пожи-
рает всех других зверей. Но с четырех углов приходит Бог, а в действитель-
ности четыре разных божества, и оживляет всех убитых животных.» [3, С.
167]. Идея сна явно несет философскую нагрузку. Злой монстр убивает дру-
гих зверей, однако, Господь вновь дарует им жизнь посредством божествен-
ного Апокатастасиса, или возрождения. В западном обществе эта идея из-
вестна благодаря христианской традиции. Ее можно найти в Деяниях Апо-
столов. Хотя в целом идея о Христе-Спасителе относится к всемирной и
дохристианской теме героя-избавителя, который, будучи съеден чудовищем,
появляется чудесным образом опять, победив проглотившее его чудовище.
Сам Бог предстает в облике четырех божеств, появляющихся из четырех уг-
лов, что глубоко символично… Но много ли найдется обычных бюргерских
семей, в которых дети хоть что-нибудь слышали о божественной четверично-
сти – вопрошает Юнг... У девочки была целая серия подобных сновидений.
Если бы что-нибудь подобное приснилось, например, первобытному шаману,
то было бы логично предположить, что это вариации размышлений о смерти,
возрождении и восстановлении, о происхождении мира. Однако истолковы-
вать их с позиций личного опыта девочки безнадежно. Бесспорно, сон пере-
дает «коллективные образы», сходные отчасти с тем, чему обучали юношей
в первобытных племенах перед их посвящением в мужчины…
Остается лишь добавить: получилось так, что девочка находилась од-
новременно в двух ситуациях – она приближалась к половой зрелости и… к
концу своей жизни. Примерно через год она умерла от инфекционной болез-
ни…
ЗАДАНИЕ: Постарайтесь найти среди своих сновидений такое, которое
бы выполняло трансцендентную функцию. Расскажите о нем.
35 ЗАДАНИЕ: Подберите из виденных вами сновидений такое, которое бы выполняло компенсаторную функцию. ТРАНСЦЕНДЕНТНАЯ ФУНКЦИЯ. Другая функция сновидений, выделяемая Юнгом, – трансцендентная. Она ведет к открытию сущностного ядра человека. «При первом рассмотре- нии она есть чисто природный процесс, который при определенных обстоя- тельствах протекает без ведома и содействия индивидуума и может даже на- сильственно реализовывать себя вопреки его противодействию. Смысл и цель данного процесса – осуществление (первоначально заложенной в эм- брионе) личности во всех ее аспектах. Это восстановление и развертывание изначальной, потенциальной целостности» [2, С. 160-161]. Символы, которые при этом содержатся в сновидении, человечество употребляло издавна для выражения целостности, полноты и совершенства – это четверичность и круг. Трансцендентную функцию выполняет сновидение десятилетней девоч- ки отец которой, обеспокоенный сюжетами ее сновидений, обратился к Юн- гу. «Лютый зверь», змееподобный монстр, усеянный рогами, убивает и пожи- рает всех других зверей. Но с четырех углов приходит Бог, а в действитель- ности четыре разных божества, и оживляет всех убитых животных.» [3, С. 167].Идея сна явно несет философскую нагрузку. Злой монстр убивает дру- гих зверей, однако, Господь вновь дарует им жизнь посредством божествен- ного Апокатастасиса, или возрождения. В западном обществе эта идея из- вестна благодаря христианской традиции. Ее можно найти в Деяниях Апо- столов. Хотя в целом идея о Христе-Спасителе относится к всемирной и дохристианской теме героя-избавителя, который, будучи съеден чудовищем, появляется чудесным образом опять, победив проглотившее его чудовище. Сам Бог предстает в облике четырех божеств, появляющихся из четырех уг- лов, что глубоко символично… Но много ли найдется обычных бюргерских семей, в которых дети хоть что-нибудь слышали о божественной четверично- сти – вопрошает Юнг... У девочки была целая серия подобных сновидений. Если бы что-нибудь подобное приснилось, например, первобытному шаману, то было бы логично предположить, что это вариации размышлений о смерти, возрождении и восстановлении, о происхождении мира. Однако истолковы- вать их с позиций личного опыта девочки безнадежно. Бесспорно, сон пере- дает «коллективные образы», сходные отчасти с тем, чему обучали юношей в первобытных племенах перед их посвящением в мужчины… Остается лишь добавить: получилось так, что девочка находилась од- новременно в двух ситуациях – она приближалась к половой зрелости и… к концу своей жизни. Примерно через год она умерла от инфекционной болез- ни… ЗАДАНИЕ: Постарайтесь найти среди своих сновидений такое, которое бы выполняло трансцендентную функцию. Расскажите о нем.