Составители:
Рубрика:
34
смертью мальчика? Она ответила тотчас же. Конечно, в тот день к ним в
дом пришел профессор и она после долгого промежутка свиделась с ним у
гроба мальчика. – Это как раз соответствовало моему предположению, я ис-
толковал сновидение следующим образом: Если бы теперь умер второй маль-
чик, то повторилось бы то же самое. Вы провели бы весь день у сестры, к
ней, наверное, пришел бы профессор, чтобы выразить свое соболезнование, и
вы бы увидели его совершенно в той же обстановке, что и тогда. Сновидение
означает не что иное, как ваше желание, снова увидеться с ним, желание с
которым вы внутренне боретесь. Я знаю, что у вас в кармане билет на сего-
дняшний концерт. Ваше сновидение выражает ваше нетерпение, оно пред-
восхитило ваше свидание с этим человеком, которое должно произойти се-
годня вечером.» [1, С. 124].
ЗАДАНИЕ: Найдите среди своих сновидений такое, которое бы выра-
жало ваше желание в замаскированной форме. Расскажите о нем.
КОМПЕНСАТОРНАЯ ФУНКЦИЯ.
Карл Густав Юнг предложил свой, синтетический, или конструктивный
метод. Этот метод работает, когда исчерпываются содержания индивидуаль-
ного бессознательного, и является своеобразным «вторым этапом» после ана-
литического разложения. Введя в психологический словарь категорию кол-
лективного бессознательного, на материале сновидений он показывает его
роль и функции. Более того, предлагает понимать все содержания сновиде-
ний как символы субъективных содержаний – то есть истолковывать снови-
дения на уровне субъекта.
К. Г. Юнг считает, что большинство сновидений имеют компенсаторную
природу. «Они акцентируют в каждом случае противоположную сторону с
целью сохранения душевного равновесия. Компенсация настроения не явля-
ется, однако, единственной целью образа сновидения. В сновидении наличе-
ствует также некоторая корректировка представления» [2, С. 152-153]. «Бес-
сознательная прогрессивность и сознательная реакционность образуют пару
противоположностей, которая, так сказать, удерживает равновесие» [2,
С.159].
Подтверждением может быть такой сюжет его собственного сновидения.
«Я брел по проселочной дороге через освещенную лучами вечернего солнца
долину. Справа на крутом холме стоял замок, а на самой высокой его башне
на чем-то вроде балюстрады сидела женщина. Чтобы лучше разглядеть ее,
мне пришлось так запрокинуть голову назад, что я проснулся с чувством су-
дорожного напряжения в затылке. Еще во сне я узнал в этой женщине свою
пациентку» [2, С. 163].
Вывод, который он делает из этого, таков, что если в сновидении при-
шлось поднимать голову так высоко, значит в действительности, он смотрел
на пациентку как бы сверху вниз. Об этом он и рассказал пациентке, что по-
служило поворотным моментом в лечении – начался прогресс, который пре-
взошел все ожидания.
34 смертью мальчика? Она ответила тотчас же. Конечно, в тот день к ним в дом пришел профессор и она после долгого промежутка свиделась с ним у гроба мальчика. – Это как раз соответствовало моему предположению, я ис- толковал сновидение следующим образом: Если бы теперь умер второй маль- чик, то повторилось бы то же самое. Вы провели бы весь день у сестры, к ней, наверное, пришел бы профессор, чтобы выразить свое соболезнование, и вы бы увидели его совершенно в той же обстановке, что и тогда. Сновидение означает не что иное, как ваше желание, снова увидеться с ним, желание с которым вы внутренне боретесь. Я знаю, что у вас в кармане билет на сего- дняшний концерт. Ваше сновидение выражает ваше нетерпение, оно пред- восхитило ваше свидание с этим человеком, которое должно произойти се- годня вечером.» [1, С. 124]. ЗАДАНИЕ: Найдите среди своих сновидений такое, которое бы выра- жало ваше желание в замаскированной форме. Расскажите о нем. КОМПЕНСАТОРНАЯ ФУНКЦИЯ. Карл Густав Юнг предложил свой, синтетический, или конструктивный метод. Этот метод работает, когда исчерпываются содержания индивидуаль- ного бессознательного, и является своеобразным «вторым этапом» после ана- литического разложения. Введя в психологический словарь категорию кол- лективного бессознательного, на материале сновидений он показывает его роль и функции. Более того, предлагает понимать все содержания сновиде- ний как символы субъективных содержаний – то есть истолковывать снови- дения на уровне субъекта. К. Г. Юнг считает, что большинство сновидений имеют компенсаторную природу. «Они акцентируют в каждом случае противоположную сторону с целью сохранения душевного равновесия. Компенсация настроения не явля- ется, однако, единственной целью образа сновидения. В сновидении наличе- ствует также некоторая корректировка представления» [2, С. 152-153]. «Бес- сознательная прогрессивность и сознательная реакционность образуют пару противоположностей, которая, так сказать, удерживает равновесие» [2, С.159]. Подтверждением может быть такой сюжет его собственного сновидения. «Я брел по проселочной дороге через освещенную лучами вечернего солнца долину. Справа на крутом холме стоял замок, а на самой высокой его башне на чем-то вроде балюстрады сидела женщина. Чтобы лучше разглядеть ее, мне пришлось так запрокинуть голову назад, что я проснулся с чувством су- дорожного напряжения в затылке. Еще во сне я узнал в этой женщине свою пациентку» [2, С. 163]. Вывод, который он делает из этого, таков, что если в сновидении при- шлось поднимать голову так высоко, значит в действительности, он смотрел на пациентку как бы сверху вниз. Об этом он и рассказал пациентке, что по- служило поворотным моментом в лечении – начался прогресс, который пре- взошел все ожидания.