История древнерусской литературы. Гладышева С.Н. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

10
Щетинникове» . Злободневность сатиры . Обличение судебных порядков, взяточничества
подъячных, социальной несправедливости . Связь приемов сатирических обобщений с на-
родной сказкой . Образность народного языка сатирических произведений .
«Азбука о голом и небогатом человеке» . Протест против социального неравенства,
против власти богатых. Использование формы дидактических азбуковников. Ирония и
афористичность стиля.
Сатирические произведения, обличающие духовенство : «Калязинская челобитная» ,
«Праздник кабацких ярыжек», «Повесть о Куре и Лисице» , «Повесть о бражнике» , «Ска-
зание о попе Савве» . Критика «государственной системы» спаивания народа через «царев
кабак». Приемы и средства сатирического обличения. Использование пародийных форм ,
деловых и разговорных оборотов речи. Близость произведений к сатирической народной
сказке. Язык и стиль сатиры XVII в. Значение демократической сатиры в развитии реали-
стических тенденций в литературе.
Раскол в русской церкви. Причины и сущность раскола. Кружок «древлего благо-
честия» . Идеолог старообрядчества писательпублицист протопоп Аввакум. Антифео -
дальный характер раскола, отразившийся в сочинениях Аввакума.
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» . Автобиографизм «Жития» .
Личность Аввакума, «огнепального» протопопа . Обличение представителей церковной и
светской власти . Демократизм и публицистичность «Жития» . Традиция и новаторство в
жанре «Жития» . Новое в литературных приемах (обытовление библейских персонажей и
агиографических сюжетов), в стиле и языке произведения. Эстетическое кредо Аввакума в
спорах об иконном писании . Этическая система Аввакума. И .С.Тургенев, М .Горький о
языке, стиле и личности Аввакума.
Проблема барокко в русской литературе.
Стихотворство второй половины XVII в. Истоки русского стихотворства . Досилла -
бические вирши. Силлабическая поэзия в творчестве Симеона Полоцкого. Просветитель-
ская деятельность поэта , драматурга , издателя. Элементы стиля барокко в виршах Полоц -
кого. Стихотворные сборники «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Панегириче-
ские вирши и вирши сатирического характера .
Творчество Сильвестра Медведева и Кариона Истомина.
Возникновение придворного театра . Роль главы Посольского приказа А . С . Матвее-
ва в создании театра, И .Г.Грегори первый режиссер и драматург русского театра. Репер-
туар придворного театра. Особенности драматургии.
Школьный театр в России . «Комидия притчи о блуднем сыне» Симеона Полоцкого
и ее связь со «школьными драмами» . Интермедия. Истоки классицизма в творчестве По-
лоцкого.
Переводная литература второй половины XVII в. Жанры переводной литературы .
Сборники дидактических повестей «Великое зерцало» и «Римские деяния» . Характери-
стика шуточных и анекдотических новелл в сборниках «Фацеции» и «Апофегматы». Пе-
реводной рыцарский роман на Руси: повести о Бове Королевиче, о Василии Златовласом,
о Петре Златых ключей . Обработка восточного сюжета в повести о Еруслане Лазаревиче.
Идейно-художественные традиции древнерусской литературы в творчестве писа -
телей XVIII XX вв. (гражданственность , патриотизм , публицистичность литературы ; в
области поэтики: использование сюжетов, поэтических образов, жанров).
Общекультурное и воспитательное значение древнерусской литературы .
3. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
1. Эпистолярный жанр в русской публицистике (на примере переписки Ивана
Грозного с Андреем Курбским).
                                          10

Щетинникове». Злободневность сатиры. Обличение судебных порядков, взяточничества
подъячных, социальной несправедливости. Связь приемов сатирических обобщений с на-
родной сказкой. Образность народного языка сатирических произведений.
       «Азбука о голом и небогатом человеке». Протест против социального неравенства,
против власти богатых. Использование формы дидактических азбуковников. Ирония и
афористичность стиля.
       Сатирические произведения, обличающие духовенство: «Калязинская челобитная»,
«Праздник кабацких ярыжек», «Повесть о Куре и Лисице», «Повесть о бражнике», «Ска-
зание о попе Савве». Критика «государственной системы» спаивания народа через «царев
кабак». Приемы и средства сатирического обличения. Использование пародийных форм,
деловых и разговорных оборотов речи. Близость произведений к сатирической народной
сказке. Язык и стиль сатиры XVII в. Значение демократической сатиры в развитии реали-
стических тенденций в литературе.
       Раскол в русской церкви. Причины и сущность раскола. Кружок «древлего благо-
честия». Идеолог старообрядчества писатель–публицист протопоп Аввакум. Антифео-
дальный характер раскола, отразившийся в сочинениях Аввакума.
       «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Автобиографизм «Жития».
Личность Аввакума, «огнепального» протопопа. Обличение представителей церковной и
светской власти. Демократизм и публицистичность «Жития». Традиция и новаторство в
жанре «Жития». Новое в литературных приемах (обытовление библейских персонажей и
агиографических сюжетов), в стиле и языке произведения. Эстетическое кредо Аввакума в
спорах об иконном писании. Этическая система Аввакума. И.С.Тургенев, М.Горький о
языке, стиле и личности Аввакума.
       Проблема барокко в русской литературе.
       Стихотворство второй половины XVII в. Истоки русского стихотворства. Досилла-
бические вирши. Силлабическая поэзия в творчестве Симеона Полоцкого. Просветитель-
ская деятельность поэта, драматурга, издателя. Элементы стиля барокко в виршах Полоц-
кого. Стихотворные сборники «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Панегириче-
ские вирши и вирши сатирического характера.
       Творчество Сильвестра Медведева и Кариона Истомина.
       Возникновение придворного театра. Роль главы Посольского приказа А.С. Матвее-
ва в создании театра, И.Г.Грегори – первый режиссер и драматург русского театра. Репер-
туар придворного театра. Особенности драматургии.
       Школьный театр в России. «Комидия притчи о блуднем сыне» Симеона Полоцкого
и ее связь со «школьными драмами». Интермедия. Истоки классицизма в творчестве По-
лоцкого.
       Переводная литература второй половины XVII в. Жанры переводной литературы.
Сборники дидактических повестей «Великое зерцало» и «Римские деяния». Характери-
стика шуточных и анекдотических новелл в сборниках «Фацеции» и «Апофегматы». Пе-
реводной рыцарский роман на Руси: повести о Бове Королевиче, о Василии Златовласом,
о Петре Златых ключей. Обработка восточного сюжета в повести о Еруслане Лазаревиче.
       Идейно-художественные традиции древнерусской литературы в творчестве писа-
телей XVIII – XX вв. (гражданственность, патриотизм, публицистичность литературы; в
области поэтики: использование сюжетов, поэтических образов, жанров).
       Общекультурное и воспитательное значение древнерусской литературы.

                    3. Примерная тематика рефератов и курсовых работ

      1. Эпистолярный жанр в русской публицистике (на примере переписки Ивана
         Грозного с Андреем Курбским).