ВУЗ:
Составители:
ВВЕДЕНИЕ
В культуре речи молодого специалиста особую значимость имеет знание норм: в области произношения,
словообразования, словоупотребления, формообразования (морфология), сочетания слов и их связи в предложении
(синтаксис), поэтому в данном учебном пособии выделены разделы с упражнениями и заданиями по орфоэпическим нормам,
по орфографическим нормам, а также по лексическим, грамматическим и синтаксическим нормам.
Нормированность языка – это, прежде всего, общепринятость и научная обоснованность. Норма – это устойчивый
способ выражения, принятый в языковом коллективе. Нормы включают правила произношения, ударения, образования слов,
их написания и т.д. Практический уровень культуры речи для каждого носителя русского языка предполагает владение
нормами устного и письменного вариантов языка, поэтому часть учебного пособия содержит упражнения по использованию
выразительных средств языка в различных ситуациях в соответствии с целями говорящего.
В этом плане культура речи смыкается с риторикой. Языковой материал речи всегда занимал доминирующее место в
риторике, её важнейший раздел – элокуция – смыкалась со стилистикой, поэтикой, грамматикой. Точный выбор слова,
построение фразы, использование фигур и тропов, логика и чёткость построения текста характерны для всех видов
ораторской речи.
Риторика не ограничивается формой языкового выражения содержания, она всегда была ориентирована на ожидание
адресата.
Речь представляет собой диалог, даже если её адресат – лицо предполагаемое, некий «среднестатистический» читатель
в виртуальном допущении писателя.
Риторика не может признать речь эффективной, если она плохо организована композиционно, неточно выбраны
средства языка, если оратор не умеет держаться перед публикой, шепелявит и, начав фразу, не может её закончить,
неуместно жестикулирует, не владеет дикцией, интонациями, голосом и дыханием, во время речи не чувствует реакции зала.
Речь не может считаться культурной, если автор не соблюдает требований этики речевого контакта, не уважает своего
собеседника.
Каждый, кто произносит речь, должен ответить на семь вопросов.
1. Кто говорит? – знание личности говорящего поможет понять и оценить его возможности, спрогнозировать характер
его действий.
2. Кому говорит? – учёт особенностей восприятия высказывания создаст возможность оценки глубины понимания
вашей речи слушателями.
3. При каких обстоятельствах? – оценка обстоятельств произнесения высказывания поможет адекватно выстроить и
оформить речь.
4. Что говорит? – чёткое выявление основного содержания и определение позиции говорящего.
5. Зачем? – какова цель, открытая или тайная, личная или общая.
6. Как выражает мысль? – оценка речевых умений, владения языком, невербальными средствами, стилями, нормами.
7. Каков результат речи? – показывает, достигнута ли основная цель общения.
Культура речи молодого специалиста невозможна также без следования законам логики, без знания психологии и этики
коммуникации.
Нарушением культуры речи принято считать и чрезмерные доказательства общеизвестных истин, и ложную новизну
идей, когда оратор говорит об известном, как о новом, и
назойливое повторение какого-либо утверждения, и излишнюю
серьёзность речи в ситуациях лёгкого, шутливого разговора.
Бывает, что говорящий прекрасно знает правила и нормы литературного языка, неплохо выбирает слова, владеет
орфографией и пунктуацией, но слушать его трудно, поскольку очень важно также овладение механизмами выбора слов и их
грамматическими связями, т.е. семантико-грамматическим структурированием речи. Такое умение формируется в родном
языке, начиная с первого года жизни, на уровне бессознательного, т.е. языковой интуиции – языкового чутья.
Если человек овладел этими механизмами, то он говорит свободно, легко, не «спотыкаясь», закругляет фразу,
разворачивает следующую. Такой автоматизм приходит лишь в результате многолетних тренировок, высокой речевой
активности и обширных знаний. У людей, овладевших этой стороной культуры речи, речевые усилия направляются не на
поиск очередного слова, а на зрительный и эмоциональный контакт с аудиторией, обдумывание перспектив общения на
следующих этапах.
В речи молодого специалиста важен также язык телодвижений: жесты, позы, мимика, пантомимика, кинесика. Культура
телодвижений – составная часть общей манеры держаться корректно, с достоинством, в меру раскованно, просто и свободно.
Будущему специалисту нужно знать, что в литературном языке сосредоточены наилучшие по замыслу – оптимальные
средства выражения мыслей и эмоций, обозначения понятий, связанных с деятельностью высокообразованных людей,
авторов письменных произведений. Формируясь в письменной сфере культуры, литературный язык оказывает
нормализующее воздействие и на стихию устной речи, разговорную речь. Он является предметом исследований, научных
обобщений, одновременно средством и содержанием образования, выполняет лидирующую функцию по отношению к
различным стилистическим пластам языка. Немаловажное его свойство – адекватность другим языкам, соотнесённость с
ними, что обеспечивает возможность перевода.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »