Культура речи молодого специалиста. Глазкова М.М - 7 стр.

UptoLike

1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
В устной речи культурно-речевую функцию выполняет:
а) владение фонетикой русского литературного языка, её законами, нормами произношения звуков речи в разных
позициях фонем;
б) владение орфоэпической и акцентологической нормами;
в) владение просодическими средствами: интонациямисмысловыми и эмоциональными, ритмом, тембром голоса,
фразовыми ударениями, паузами и др.
Человек овладевает этими системами, опираясь по преимуществу на интуицию, вырабатывая языковое чутьё.
Фонетика (42 фонемы) ещё не обеспечивает произносительной культуры: нужно овладеть орфоэпией, которая обширна
и опирается не столько на правила (в отличие от орфографии), сколько на традицию; сказанное относится и к словесным
ударениям. Помочь в этом могут словари, например [20]. В этой книгенаиболее полный свод правил русского
произношения и выделены такие «тонкости», как трудные случаи твёрдости/мягкости согласных в разных позициях,
произношение сочетаний согласных, разные случаи позиционных чередований гласных.
Необходимо учитывать динамичность, изменчивость орфоэпических норм и в связи с этим следует обращаться к
наиболее современным справочникам, изданным под эгидой Российской академии наук (РАН).
Орфоэпия обеспечивает единообразие звукового оформления устной речи, охватывает ритмику (сегментацию) речевого
потока и словесное ударение. Она реагирует и на исторические процессы: так, в XX в. усилилось влияние буквенного
написания на произношение как результат всеобщей грамотности, школьного чтения.
Эталоном произношения до недавнего времени служила так называемая сценическая речь, однако в последние годы она
всё более подчиняется узуальным влияниям, утрачивает функции эталона. В то же время повышается роль телевидения, где
выдвигаются телеведущие и обозреватели, дающие многомиллионной аудитории уроки культуры речи.
Орфоэпия конца XX в. всё более подчиняется системе и обоснованной норме: выделены разделы «Произношение
согласных и гласных звуков», «Глухостьзвонкость», «Твёрдостьмягкость», «Долготакраткость», разграничиваются
фонетические законы и орфоэпические правила. В качестве примеров здесь приводится оппозиция долготакраткость.
Фонетические законы:
а) долгие согласные на конце слова теряют долготу: кла[сс]ы кла[с];
б) долгие согласные корня в позиции рядом с другими согласными перед суффиксом теряют свою долготу: кла[сс]ы
кла[с]ный.
Орфоэпические правила (один из примеров): на стыке суффиксов ист- и -ск- могут произноситься звуки [сск] и [ск]:
альпини[сс]кий и альпини[с]кий.
Пользоваться подобными правилами не всегда легко в повседневной речи, они предназначены для самоконтроля.
Многие слова или морфемы согласно традиции произносятся не так, как пишутся: конечно – [канешно], синего
[синьво], его [йэво].
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Упражнение 1. Прочитайте слова, обращая внимание на различие гласных в 1-м и 2-м предударных слогах (в 1-м
предударном гласный несколько короче, чем в ударном, во 2-м предударном ещё короче).
Молоко, самовар, красота, поворот, карандаш, каравай, катастрофа, катафалк, потолок, голова, разогнать, разбросать,
подобрать, подгонять, плоховато, страшновато, поздновато, маловато.
Упражнение 2. Прочитайте слова, обращая внимание на качество гласного в безударной позиции, где в 1-м
предударном произносится /й/ в начале слов й), а во 2-м и заударном закрытом – [ь].
Январь, янтарь, Япония, явление, объявление, заявление, объяснение, боязливый, ягуар, пояс, язык, языки, языкового,
языковед, языкознание, девять, десять, память, девятьсот, девяносто, витязь.
Упражнение 3. Прочтите следующие слова, обращая внимание на необходимость произнесения в безударной позиции
после твёрдых согласных на месте орфографического е – /ы/ соответствующей степени редукции.
Жена, желать, желание, пожелать, пожелание, цена, цены, ценовой, цеха, цеховой, шести, шестидесяти, шестнадцать,
шестидесятник, шестисотый, железо, железобетонный, жёсткость, жестокий, желудок, поцелуй, жестяной, жестянка,
шерстяной, шерстянка, в Польше, больше.
Упражнение 4. Е или Ё? Прочитайте слова, обращая внимание на произношение ударной гласной. В каких словах
допустимы варианты?