Религиоведение. Глебов Г.И. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

1. ВВЕДЕНИЕ
Последние десятилетия показали, что широко распространенное ранее мнение об
объективно неизбежном отмирании религии, обусловленном нарастающим научным и
техническим прогрессом, оказалось ошибочным. Скорее напротив, следует говорить о
наступлении, а может быть еще только о начале наступления, религиозного "Ренессанса".
Сегодня даже многие принципиально неверующие люди пересматривают свое сугубо
отрицательное отношение к религии, подчеркивая ее роль как важного фактора поддержания
духовных основ, противостоящих моральной деградации личности и общества, как фактора
сохранения национального самосознания народа, не позволяющего ему впасть в национальный
нигилизм, что особенно важно в условиях весьма агрессивного натиска культурного
тоталитаризма, стремящегося к повсеместному утверждению однотипных стандартов образа
жизни, преимущественно американских. Вопрос не в том, насколько плохи или хороши эти
стандарты, а в том, что плох любой тоталитаризм, в л юбой форме: тоталитаризм культурный не
менее губителен для человечества, чем тоталитаризм политический и экономический. Однако
если последнее уже хорошо известно из исторического опыта, в т.ч. и нашей страны, то первое
еще нуждается в осознании.
Как известно, наибольшей способностью к саморазвитию обладают сложные системы,
культурный же тоталитаризм, навязывающий всем и везде одинаковые стандарты потребления,
поведения, миропонимания и мироощущения, отменяет многоцветие национальных культур,
превращает человечество в однородную, легкоманипулируемую массу.
Преградами на пути реализации этой мрачной перспективы выступают национальная
история, национальная литература в ее лучших образцах, народное
искусство и не порвавшее
своих связей с народными истоками профессиональное искусство, а также вера предков,
неразрывно связанная с историей народа и с корневыми основами его культуры. Именно поэтому
все определеннее тенденция не к ослаблению, а к укреплению позиций религии, усилению ее
влияния на умы и сердца людей, на жизнь общества в целом. В ряде случаев это ведет к
политизации религии, принимает форму религиозно-политического экстремизма и фанатизма.
Нередко национально-религиозные чувства людей используют для реализации своих корыстных
целей недобросовестные политики.
Прочность позиций религии объясняется также тем, что для многих людей она является
важным источником удовлетворения духовных запросов, дает достойный восхищения и
подражания нравственный идеал.
Исторически сложившаяся связь между религией и другими сферами жизни проявляет
себя и в обыденном поведении современного человека. Даже будучи лично не религиозным, он
руководствуется принятыми в данном обществе нормами поведения, системой нравственных
ценностей, которые формировались под влиянием религии, иногда влиянием определяющим.
                                        1. ВВЕДЕНИЕ

      Последние десятилетия показали, что широко распространенное ранее мнение об
объективно неизбежном отмирании религии, обусловленном нарастающим научным и
техническим прогрессом, оказалось ошибочным. Скорее напротив, следует говорить о
наступлении, а может быть еще только о начале наступления, религиозного "Ренессанса".
Сегодня даже многие принципиально неверующие люди пересматривают свое сугубо
отрицательное отношение к религии, подчеркивая ее роль как важного фактора поддержания
духовных основ, противостоящих моральной деградации личности и общества, как фактора
сохранения национального самосознания народа, не позволяющего ему впасть в национальный
нигилизм, что особенно важно в условиях весьма агрессивного натиска культурного
тоталитаризма, стремящегося к повсеместному утверждению однотипных стандартов образа
жизни, преимущественно американских. Вопрос не в том, насколько плохи или хороши эти
стандарты, а в том, что плох любой тоталитаризм, в л юбой форме: тоталитаризм культурный не
менее губителен для человечества, чем тоталитаризм политический и экономический. Однако
если последнее уже хорошо известно из исторического опыта, в т.ч. и нашей страны, то первое
еще нуждается в осознании.
      Как известно, наибольшей способностью к саморазвитию обладают сложные системы,
культурный же тоталитаризм, навязывающий всем и везде одинаковые стандарты потребления,
поведения, миропонимания и мироощущения, отменяет многоцветие национальных культур,
превращает человечество в однородную, легкоманипулируемую массу.
      Преградами на пути реализации этой мрачной перспективы выступают национальная
история, национальная литература в ее лучших образцах, народное искусство и не порвавшее
своих связей с народными истоками профессиональное искусство, а также вера предков,
неразрывно связанная с историей народа и с корневыми основами его культуры. Именно поэтому
все определеннее тенденция не к ослаблению, а к укреплению позиций религии, усилению ее
влияния на умы и сердца людей, на жизнь общества в целом. В ряде случаев это ведет к
политизации религии, принимает форму религиозно-политического экстремизма и фанатизма.
Нередко национально-религиозные чувства людей используют для реализации своих корыстных
целей недобросовестные политики.
      Прочность позиций религии объясняется также тем, что для многих людей она является
важным источником удовлетворения духовных запросов, дает достойный восхищения и
подражания нравственный идеал.
      Исторически сложившаяся связь между религией и другими сферами жизни проявляет
себя и в обыденном поведении современного человека. Даже будучи лично не религиозным, он
руководствуется принятыми в данном обществе нормами поведения, системой нравственных
ценностей, которые формировались под влиянием религии, иногда влиянием определяющим.