Религиоведение. Глебов Г.И. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

2.2. Понятие о религии. Основные концепции происхождения религии
Мир религий бесконечно разнообразен. Религии отличаются друг от друга учениями,
обрядами, ритуалами. Тем не менее, все они - различные вариации одной и той же сферы
духовной жизни и в своей сущностной основе едины.
Традиционно религию определяют через веру в сверхъестественное. Однако существует и
другой подход, утверждающий, что религия - любая система "взглядов и действий, которой
придерживается какая-то группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект
поклонения". (Эрих Фромм). Отсюда следует, что религия - это вера в любой идеал, поклонение
и служение этому идеалу. Но если идеалом для человека, объектом поклонения и служения
выступает денежное богатство? Трудно согласиться, что это тоже является религией. Очевидно,
что при втором подходе происходит смешение религии и веры, которая может быть и
нерелигиозной, не связанной с идеей Бога и сверхъестественных сил.
С другой стороны - не всякая вера в сверхъестественное может быть признана религией.
Религия - это сфера духовной жизни, основанная на вере в сверхъестественный
личностный идеал высшей истины, правды, справедливости. Этот идеал является целью
духовных устремлений верующего. В нем он находит смысл и оправдание своего существования.
Все это не характерно для других проявлений веры в сверхъестественное. С данным
утверждением согласны и светская наука и теология. Доктор богословия А. И. Осипов указывает,
что "колдовство, оккультизм, сатанизмхотя и содержат в себе отдельные элементы религии, в
действительности представляют собой лишь продукты ее распада, деградации, извращения".
Особенно часто ставят знак равенства между религией и мистикой. Однако это ошибка,
хотя мистическое начало присутствует во всех религиях. Мистика - понятие более древнее, более
общее и более расплывчатое, чем религия. Наиболее существенные отличия мистики от религии
усматриваются
в следующем:
1. если для верующего смысл и цель жизни - загробное воздаяние, то для
мистика - достижение непосредственного общения с Высшей Силой "сегодня и сейчас"
и, как высшая цель, - полное слияние с ней, достижения единства "Я" и Бога;
2. в религии вера в вечную жизнь ставит человека перед признанием полноты
нравственной ответственности за свои деяния. Мистицизм знает только аскетизм, но не
нравственные ограничения. В конечном счете для мистика приемлемы любые
средства, если они приводят к заветной цели;
3. если религиозный культ носит публичный характер, то действия мистиков,
как правило, осуществляются тайно.
Мистика неотделима от магии, т. е. действий, совершаемых с целью повлиять
сверхъестественным путем на окружающий мир, войти в контакт с потусторонними силами.
Элементы магического присутствуют и в религии. Однако если религия - это прежде всего
           2.2. Понятие о религии. Основные концепции происхождения религии

      Мир религий бесконечно разнообразен. Религии отличаются друг от друга учениями,
обрядами, ритуалами. Тем не менее, все они - различные вариации одной и той же сферы
духовной жизни и в своей сущностной основе едины.
      Традиционно религию определяют через веру в сверхъестественное. Однако существует и
другой подход, утверждающий, что религия - любая система "взглядов и действий, которой
придерживается какая-то группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект
поклонения". (Эрих Фромм). Отсюда следует, что религия - это вера в любой идеал, поклонение
и служение этому идеалу. Но если идеалом для человека, объектом поклонения и служения
выступает денежное богатство? Трудно согласиться, что это тоже является религией. Очевидно,
что при втором подходе происходит смешение религии и веры, которая может быть и
нерелигиозной, не связанной с идеей Бога и сверхъестественных сил.
      С другой стороны - не всякая вера в сверхъестественное может быть признана религией.
      Религия - это сфера духовной жизни, основанная на вере в сверхъестественный
личностный идеал высшей истины, правды, справедливости. Этот идеал является целью
духовных устремлений верующего. В нем он находит смысл и оправдание своего существования.
      Все это не характерно для других проявлений веры в сверхъестественное. С данным
утверждением согласны и светская наука и теология. Доктор богословия А. И. Осипов указывает,
что "колдовство, оккультизм, сатанизм … хотя и содержат в себе отдельные элементы религии, в
действительности представляют собой лишь продукты ее распада, деградации, извращения".
      Особенно часто ставят знак равенства между религией и мистикой. Однако это ошибка,
хотя мистическое начало присутствует во всех религиях. Мистика - понятие более древнее, более
общее и более расплывчатое, чем религия. Наиболее существенные отличия мистики от религии
усматриваются в следующем:
      1.             если для верующего смысл и цель жизни - загробное воздаяние, то для
           мистика - достижение непосредственного общения с Высшей Силой "сегодня и сейчас"
           и, как высшая цель, - полное слияние с ней, достижения единства "Я" и Бога;
      2.             в религии вера в вечную жизнь ставит человека перед признанием полноты
           нравственной ответственности за свои деяния. Мистицизм знает только аскетизм, но не
           нравственные ограничения. В конечном счете для мистика приемлемы любые
           средства, если они приводят к заветной цели;
      3.             если религиозный культ носит публичный характер, то действия мистиков,
           как правило, осуществляются тайно.
      Мистика неотделима от магии, т. е. действий, совершаемых с целью повлиять
сверхъестественным путем на окружающий мир, войти в контакт с потусторонними силами.
Элементы магического присутствуют и в религии. Однако если религия - это прежде всего