ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Помпея, первый каменный театр в Риме (I в. до н.э.). Весьма популярными в римской архитектуре были отдельно стоящие колонны,
воздвигнутые, например, в честь военных побед.
Очень характерным типом римских сооружений являлись аркады – ряд арок, опирающихся на столбы или колонны. Аркады при-
менялись при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, например театра, а также в акведуках – многоярусных камен-
ных мостах, внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Первый акведук был сооружен в Риме
в I в. до н.э. Почти все крупные города римской империи получали техническую и питьевую воду с помощью акведуков.
Арочные и сводчатые конструкции использовались также при строительстве амфитеатров – оригинальных римских театров, в ко-
торых зрительские места располагались не полукругом, как в греческих, а эллипсом вокруг сцены или арены.
Специфически римским типом сооружения была триумфальная арка, получившая наиболее широкое распространение в эпоху
Империи как памятник военной и императорской славы.
В середине I в. до н.э. в Риме появились первые величественные мраморные постройки. Юлий Цезарь приказал построить в Риме
новый Форум, достойный столицы великой державы. Там была сооружена базилика Цезаря – здание прямоугольной формы, предна-
значавшееся для судебных заседаний, торговых операций и народных собраний (по типу римской базилики в средние века строились
христианские церкви). На Форуме также был возведен храм в честь Венеры (покровительницы рода Юлиев).
Главные улицы и площади Рима в позднереспубликанский период украсились великолепными мраморными статуями, в основ-
ном копиями греческих мастеров. Благодаря этому до нас дошли произведения знаменитых греческих скульпторов: Мирона, Поликле-
та, Праксителя, Лисиппа.
Эпоха ранней империи (27 г. до н.э. – II в. н.э.)
Культура «века Августа»
В правление Октавиана Августа (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.) римская культура переживает блестящий расцвет, свой «золотой век».
Принципат Августа, основными лозунгами которого были восстановление республики и нравов предков, прекращение войн и смут,
воспринимался современниками как долгожданное избавление oт потрясающих римское общество гражданских распрей и войн. По-
этому римские ценности, полузабытые религиозные обряды, предания о доблести предков, «римский миф» (т.е. легенда о якобы пред-
назначенной Риму богами и самой судьбой власти над миром) теперь всячески подчеркивались и были одной из основных тем всех
тогдашних деятелей культуры. «Римский миф» сливался с «мифом Августа» – миротворца, избавителя от страданий, – оба мифа стали
краеугольным камнем официальной идеологии Империи.
В век Августа завершился синтез античной греческой и римской культуры. Под влиянием окончательного освоения и переработ-
ки эллинского наследия высокого совершенства достигли литература и искусство, окончательно сформировалась античная культура,
которая вошла в качестве существенного компонента в европейскую культуру.
Наиболее плодотворным «век Августа» оказался для римской поэзии (именно поэтому его назвали «золотым»). Расцвет поэзии
связан с именами трех самых знаменитых поэтов Вергилия, Горация и Овидия.
Выдающимся творением Публия Вергилия Марона, принесшим ему мировую славу, была «Энеида». Эта поэма выразила само-
сознание римского народа и заняла место рядом с творениями Гомера. Герои Вергилия так же мужественны и верны Риму, как и герои
древних римских преданий. В «Энеиде» прославлялись победы и величие Августа, но еще более великая миссия Рима, «римский дух,
римское искусство щадить ниспроверженных и ниспровергать горделивых». Вергилий умер, не успев закончить «Энеиду», но и неза-
вершенная, она стала самым популярным памятником римской литературы.
Вершина римской любовной поэзии – творчество Публия Овидия Назона, талантливейшего из римских лириков. Ему принадлежат
поэмы «Метаморфозы», «Фасты» (о римских праздниках), «Наука любви» и др.
Восхваление римского мифа нашло свое окончательное оформление в монументальном историческом груде Тита Ливия – круп-
нейшего историка «Августова века». Большой труд Ливия «История Рима от основания города» в 142 книгах (полностью сохранились
лишь 35) идеализировал Рим, усматривая причины его возвышения в доблести, патриотизме, почитании богов и нравов предков. Труд
Ливия был настольной книгой каждого образованного римлянина и пользовался большой популярностью. Его отличали занимательная
форма, красочный язык, эпический стиль. Книги Ливия вполне отвечали требованиям Горация к литературе – и поучать, и развлекать.
Сочинения этого крупнейшего римского историка содержат многие достоверные факты из истории Рима.
Изобразительные искусства и архитектура времен Августа также служили целям возвеличивания Рима. Август любил говорить,
что, приняв Рим кирпичным, он оставил его мраморным. В городе был построен новый Форум, главным сооружением которого стал
храм Марса Ультора (Мстителя). Он был сложен из туфа, облицован мрамором и украшен роскошными коринфскими колоннами вы-
сотой 18 м. На Палатине, близ императорского дворца, был воздвигнут великолепный храм Аполлона. Архитектуру эпохи Августа
отличали изящные и стройные классические пропорции – таков портик Октавии (сестры императора) или большой (на 30 тысяч зрите-
лей) каменный театр Марцелла. На Марсовом поле в 9 г. до н.э. был воздвигнут знаменитый Алтарь мира, стены которого были укра-
шены рельефами, изображающими торжественные процессии. Алтарь мира Августа должен был прославлять век счастья и благополу-
чия.
Замечательным достижением римской строительной техники было здание храма всех богов – Пантеона в Риме. Римляне, освоив
конструкцию арок, сводов и куполов, могли строить большие общественные сооружения, значительно превосходящие по размерам
греческие. Примером тому служит огромный купол Пантеона диаметром 43 м (до конца XIХ в. он считался самым крупным в мире). В
центре купола находится круглое окно – «глаз Пантеона», как его называют итальянцы (диаметр 8,5 м). В нишах внутренней стены
храма некогда стояли статуи римских богов. Во II в. до н.э., при императоре Адриане, Пантеон был перестроен.
Развитие архитектуры (не только в столичном Риме) вело к появлению настенной живописи, лучше всего известной по раскопкам
домов в г. Помпеи в Италии. Фрески изображали красочные картины на мифологические, исторические, бытовые сюжеты и напомина-
ли греческие. Греческие образцы воспроизводились и скульпторами – правда, римскую скульптуру отличал больший реализм в вос-
произведении черт оригинала, поскольку для римского искусства был характерен интерес к психологии. Такова мраморная статуя Ав-
густа из Примапорты, созданная в стиле Поликлета, но более величественная и приближенная к оригиналу.
Культура «века Августа» создала предпосылки для всестороннего расцвета римской культуры в I–II вв. н.э.
Культура Римской Империи в I–II вв.
Римская культура в это время сохранила свой блеск и великолепие, а в некоторых отношениях и превзошла прежний уровень.
Никогда раньше она не блистала таким созвездием имен: философы – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Секст Эмпирик, Дион Хризо-
стом; поэты – Лукиан, Марциал, Ювенал; писатели – Плутарх, Петроний, Лукиан, Апулей; риторы – Квинтилиан, Элий Аристид; исто-
рики – Тацит, Аппиан, Светоний; ученые – Клавдий Гален, Клавдий Птолемей, Сальвий Юлиан, Плиний Старший и многие другие.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- …
- следующая ›
- последняя »