Культурология. Головашин В.А. - 28 стр.

UptoLike

Составители: 

Характерной чертой культурной жизни Рима эпохи ранней Империи являлось то, что в ее создании принимали активное участие
уроженцы не только города Рима, но и всей Италии и особенно римских провинций.
Уроженец греческого города Херонея Плутарх прославился как автор сравнительных жизнеописаний греческих и римских деяте-
лей, а также как философ-моралист, исследователь литературы, риторики, истории музыки, религиозных культов. Грек Дион Хризо-
стом (Златоуст) был популярен как блестящий оратор. Гай Светоний Транквилл составил биографии двенадцати римских цезарей
первых 12 императоровот Юлия Цезаря (которого он причислял к монархам) до Домициана. Светоний собрал множество подробно-
стей частной жизни римских цезарей, уделив особое внимание их порокам и низменным страстям. Выдающимся римским историком
I–II вв. был Корнелий Тацит, автор нескольких литературных произведений исторического жанра, в которых с глубоким психологиз-
мом описал трагедию римского общества. Вопреки собственному намерению писать беспристрастно, тацитовское повествование на-
полнено драматизмом: умение автора передать душевные переживания, мысли и мотивы поступков его героев, меткие характеристики
персонажей делают Тацита едва ли не лучшим из римских историков.
Большой популярностью в ранней Римской Империи пользовался эпистолярный (epistola – письмо) жанр. Таковы, например,
письма сенатора Плиния Младшего к друзьям и императору Траяну. Появился новый жанр романа, но из римских романов до нас до-
шел только один – «Метаморфозы или Золотой осел» Апулея (II в.).
Юмором и едкой сатирой, яркостью красок и проницательностью отличаются эпиграммы Марциала и сатиры Ювенала. Ювенал
гневно бичует пороки современного ему римского общества, его сатиры не щадят никого, в том числе и императоров. Остроумный и
наблюдательный Марциал и до сих пор доставляет немало удовольствия своим читателям.
Преемники Августа украсили Рим новыми зданиями и сооружениями. На Палатинском холме Тиберий построил новый импера-
торский дворец (строительство его завершилось при Калигуле). Почти полностью перестроил центр Рима Нерон: после сильного по-
жара 64 г. н.э. (в поджоге людская молва обвинила самого Нерона) император приказал снести все постройки центральной части горо-
да и на их месте построить императорский дворец с окружающими его резиденциями. Новый дворец получил название «Золотой дом»
из-за массы золота и драгоценных камней в его отделке. Центральные улицы Рима были расширены, была ограничена высота зданий;
весь город украшен новыми портиками, защищавшими прохожих от палящего солнца. Город, созданный на пепелище при Нероне, стал
именно тем прекрасным и вечным Римом, которым восторгались его современники.
После гражданской войны 68–69 гг. пришедший к власти Веспасиан построил амфитеатр, а завершил строительство амфитеатра,
известного всему миру как Колизей, его сын Тит (80 г.). Это здание в древности называлось «Амфитеатр Флавиев». Название «Коли-
зей» оно получило, по-видимому, от колосса Нерона, стоявшего поблизости. В честь открытия Колизея были даны стодневные гладиа-
торские игры. В плане Колизей представлял собой эллипс с окружностью 524 м. Это было трехэтажное сооружение (позднее добавлен
и четвертый этаж) с арочно-сводчатыми перекрытиями. Стена Колизея высотой около 50 м из трех ярусов арок-входов (80 арок нижне-
го яруса позволяли пятидесяти тысячам зрителей заполнить трибуны за считанные минуты), а четвертый ярус имел глухую стену с
кедровыми мачтами, укрепленными на кронштейнах: в жаркие дни для защиты от солнца (или в случае непогоды) на них над трибуна-
ми натягивали тент. В нижнем ярусе Колизея находились полуколонны дорического ордера, во второмионического, а в третьем
коринфского. В нишах второго и третьего ярусов стояли статуи. На арене Колизея могли сражаться одновременно до 300 пар гладиа-
торов, а под ней находились подсобные помещения, коридоры, клетки для диких зверей и т.д.
В 400 г. гладиаторские игры как языческие зрелища были официально запрещены и Колизей опустел. Стали растаскиваться ста-
туи,
украшавшие его, а сам амфитеатр превращен в каменоломню. Из огромных каменных квадров Колизея в средние века строились хри-
стианские церкви, дома, мосты. До настоящего времени Колизей сохранился в полуразрушенном состоянии.
Императоры ранней Римской империи продолжали украшать римский Форум. Самым грандиозным и красивым был Форум
Траяна, о котором говорили, что не только люди, но даже боги пришли от него в изумление. Форум Траяна был сооружен в начале II в.
под руководством греческого зодчего Аполлодора. Он включал в себя собственно форум, окруженный колоннадой с конной статуей
императора, два полукруглых сооружения, так называемые «рынки» Траяна, служившие для хранения заморских товаров, привозив-
шихся в Рим. В глубине форума высилось еще одно грандиозное сооружениебазилика Ульпияздание для судебных заседаний.
Любопытно, что базилика Ульпия была вытянута в длину и имела три нефа по типу греческого храма. Она не имела сводчатых пере-
крытий, столь характерных для римской архитектуры. К базилике примыкали две библиотекилатинская и греческая, достопримеча-
тельностью форума Траяна была также массивная триумфальная колонна этого императора, самая большая из триумфальных колонн.
Ее высота почти 27 м, ствол ее сложен из 17 колоссальных блоков каррарского мрамора, всю колонну обвивает лента барельефов, за-
печатлевших различные эпизоды войн Траяна с даками (длина рельефа – 200 м). При императоре Адриане, преемнике Траяна, был
перестроен римский Пантеон на Марсовом поле. К зданию храма был пристроен портик с восемью колоннами из египетского красного
гранита с беломраморными коринфскими капителями. Соединение греческого портика с римской купольной конструкцией было ти-
пично для римской архитектуры. Пантеонодин из прекраснейших памятников античности. Во II в. в Риме появляются первые кон-
ные статуи. Такова конная статуя Марка Аврелия, которая до сих пор украшает Капитолийскую площадь.
Одним из наиболее замечательных римских сооружений являются термы (бани), которые играли большую роль в повседневной
жизни римлян. Римские термы прошли долгий путь от республиканской простоты к роскоши и излишествам императорской эпохи.
Они принадлежали и частным лицам, и государству; последние предназначались для общественных нужд.
В I–II вв. бурное строительство шло не только в Риме, но и в других городах Италии и в провинциях. По всей империи можно
найти остатки монументальных сооружений и памятников того времени: большой храм Зевса в Афинах, амфитеатр в Вероне, порты в
Остии и Геркулануме, амфитеатр в Помпеях. И в Месопотамии, и в Египте, и в Галлии, и в Испании сохранились следы античной, гре-
ко-римской архитектуры: амфитеатры и цирки, термы и акведуки, дороги и мосты, арки и колонны, храмы и пластические композиции.
Культура времени упадка римской империи (III – V вв. н.э.)
События III в. в Римской империи получили в науке название «кризис III века». Более всего кризисные явления затронули поли-
тическую жизнь Рима: новые гражданские войны, «варваризация» Империи, растущий сепаратизм провинций, все усиливающийся
натиск на империю племенных союзов германцев и прочих народов и т. д. В экономическом отношении к середине III в. империя при-
шла в состояние полной разрухи.
Кризисные явления затронули и культуру. Практически пропал интерес к философии и науке. Вместо философии все чаще наблюда-
ется обращение к религии, к различным мистическим культам и суевериям.
Римская историография III в. представлена главным образом сочинениями автора, писавшего по-гречески, – Диона Кассия. Он
составил обширную «Римскую историю» в 80-ти книгахисчерпывающий свод знаний о прошлом Рима. В изобразительном искусстве
практически единственным замечательным явлением был реалистический скульптурный портретодно из величайших достижений