ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Морфология культуры – раздел наук о культуре (культурологии социально-научного направления), в рамках которого изучают-
ся формы и строение отдельных артефактов и их объединений (паттернов, культурных конфигураций) в синхронном и диахронном
планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусств. В генерализованном смысле – это изуче-
ние строения искусственной среды существования человека в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности.
Мухаммед (Мохаммад; в европейской литературе часто Магомет, Магомед) (ок. 570 – 632) – основатель ислама, почитается как
пророк. Выходец из рода Бану-хашим арабского племени курейшитов. Получив, по преданию, ок. 609 (или 610) откровение Аллаха,
выступил в Мекке с проповедью новой веры.
Нартекс – помещение в храме для лиц, не имеющих права присутствовать на богослужении.
Национальная культура – культура, сложившаяся в рамках определенных государств или этнических общностей и не получив-
шая заметного распространения у других народов.
Неф – вытянутое помещение, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон колоннами или столбами.
Новый завет – в христианстве – договор, завет между Богом и человеком, сменяющий собой Ветхий Завет, а также собрание
книг, являющихся выражением этого договора.
Норма культурная – стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принад-
лежности к конкретным социальным и культурным группам и выражающий их представление о должном, желательном. Назначение
нормы состоящих в минимизации случайных обстоятельств, субъективных мотивов, психологических состояний.
Острог – укрепленное место с оборонительной оградой.
Откровение – в монотеистических религиях непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсо-
лютный критерий человеческого поведения и познания.
Парсуна – первый в русской культуре светский жанр изобразительного искусства, прообраз портретной живописи.
Парус – часть купольного свода, сферический треугольник, служащий переходом от квадратного подкупольного пространства к
куполу или барабану.
Пемянка – раствор извести, песка и толченого кирпича.
Пилястр – плоский вертикальный выступ на поверхности стены или столба, имеющих прямоугольное сечение.
Плинфа – плоский квадратный кирпич, применявшийся в Византии и домонгольской Руси.
Повалуша – башня в комплексе жилых хором.
Посад – торгово-ремесленное поселение около стен феодального города.
Путь из варяг в греки – древний водный торговый путь из Балтийского в Черное море.
Религия (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее по-
ведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические
формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).
Троица – один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах
(ипостасях): Бог-отец, Бог-сын и Св. Дух.
Священное предание – в теистических религиях (иудаизм, христианство, ислам) – совокупность форм (устная традиция, тексты,
богослужение), в которых передается содержание веры, имеющее своим источником Откровение; важнейшая часть Священного пре-
дания – Священное писание.
Секта (от лат. secta – учение, направление, школа) – религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. В
переносном смысле – группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах.
Символы (от греч. знак, примета): 1) в искусственных форматированных языках – понятие, тождественное знаку; 2) в эстетике и
философии искусства – универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством, содержит элемент
художественного произведения, рассматриваемый в своем знаковом выражении; 3) в социокультурных науках – материальный или
идеализированный культурный объект, выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе как знак, значение которого
является аналогом значения иного объекта.
Собор – главный храм города или государства.
Табуирование – у первобытных народов религиозный запрет определенных действий (употребление каких-либо предметов, про-
изнесение слов и т.н.), нарушение которого будто бы влечет неминуемое наказание со стороны сверхъестественных сил. С возникно-
вением классового общества наложение табуирования стало правом жрецов и вождей, что укрепляло их власть и помогало им нако-
пить богатства. Пережитки табуирования сохранились во всех религиях, например, у христиан, запрет входить в алтарь женщинам,
соблюдение постов и т.д.
Талмуд (др.-евр., букв. – изучение) – собрание догматических, религиозно-этических и правовых положений иудаизма, сложивших-
ся в IV в. до н.э. – V в. н.э. Включает Мишну – толкования Торы и Гемару – толкования Мишны. Правовые положения составляют Галаху,
сопутствующие Галахе мифы, легенды, притчи, рассказы, сказки – Аггаду (Агату).
Терем – верхнее светлое помещение в жилом доме.
Тес – доски, получаемые путем раскалывания бревна вдоль с помощью клиньев с последующей обработкой специальными топо-
рами – теслами.
Тотемизм – форма религии, возникшая при раннеродовом строе и имевшая почти повсеместное распространение. Вера в родст-
венную связь между группой людей (чаще всего родом) и каким-либо видом животных, растений, предметом или явлением природы,
которые считаются тотемом данной группы, и наименование которого обычно она носит. Тотем нельзя убивать и употреблять в пищу.
Характерны особые магические обряды, якобы способствующие размножению тотема. Наиболее развит тотемизм у коренного населе-
ния Австралии. У некоторых народов тотемизм развился в культ животных.
Тын (частокол) – крепостная стена из вертикально врытых сплоченных и заостренных вверху бревен.
Фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными в воде.
Функции культуры – совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к обществу людей, порождающих (прак-
тикующих) ее в своих интересах, совокупность селектированных историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной
значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- …
- следующая ›
- последняя »