Культурология. Головашин В.А. - 70 стр.

UptoLike

Составители: 

заключение

Современная мировая художественная культура поражает своей многогранностью и многоликостью. Каждый народ, живущий в
начале XXI в., творит искусство, сообразуясь со своими национальными тpaдициями, а также с теми коммуникативными «сверхуста-
новками», на которые ориентируются современные мастера разных стран и континентов. Правда, и сегодня есть культуры, чья худо-
жественная жизнь как бы застыла на первобытной стадии развитии. На другом полюсе – «национальное» экспериментальное художе-
ственное творчество, характерное для индустриально развитых стран и, быть может, предвосхищающее художественные направления
XXI столетия. Однако эти исключения подтверждают правило: к концу ХХ в. большинство народов не только накопили богатейший
художественный опыт, но и сумели в той или иной мере выразить национальное «я» в произведениях искусства.
В современном мире мы не задумываемся о том, к какой национальной культуре мы принадлежим, каковы ее особенности, место
в мировой культуре?
Нет необходимости доказывать, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только тогда, когда они сохра-
няют свою национально-культурную идентичность, когда, находясь в постоянном взаимодействии с другими пародами и нациями, тем
не менее не теряют своеобразия своей культуры. В истории можно найти многочисленные примеры того, как исчезали государства,
чей народ забывал свой язык и культуру. Но если культура сохранялась, то, несмотря на все трудности, народ поднимался с колен,
обретая себя в новом качестве и занимая достойное место среди других народов мира.
В наше время происходит коммерциализация всех общественных отношений и широкое распространение массовой культуры.
При этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией западных образцов. Стремле-
ние видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созда-
нию нового феноменамассовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производствовсе это во многом
означает перенесение в сферу культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустри-
ального производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изна-
чально нацеливает их на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь, потребление этой продук-
ции является массовым, ибо это аудитория больших залов, стадионов, телевизионных и киноэкранов.
Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в со-
циуме. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга, снятия стресса, сколько стимулирование потребительского
сознания, что в свою очередь формирует особый тип пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это созда-
ет личность, которая достаточно легко поддается чужому влиянию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой
психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека.
Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является
иллюзорно-компенсаторная: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. И все это сочетается с пропагандой
господствующего образа жизни, которая имеет своей конечной целью отвлечение масс от социальной активности, приспособление
людей к существующим условиям, конформизм. Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров искусства, как мелодрама,
комиксы, детектив. Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психиче-
ским и моральным факторам. Этому служат и такие ритуальные формулы массовой культуры, как «добродетель всегда вознаграждает-
ся», «любовь и вера всегда побеждают». Массовая культура имеет четкую мировоззренческую программу, несмотря на свою кажу-
щуюся бессодержательность.
Непрерывающийся поток производства информации формирует в сознании людей определенные эффекты, тенденциозные точки
зрения, симпатии и антипатии. Потребление образцов массовой культуры, по свидетельству психологов, возвращает взрослых людей
на инфантильную стадию восприятия мира, а молодых созерцателей, неразборчиво поглощающих приготовленные идеологические
«рационы» – в людей, агрессивно настроенных против любой критики, против любимых «идолов» массовой культуры. Американские
исследователи считают, что массовая культура в настоящее время выполняет функцию духовного наркотика. Погружая разум человека
в мир иллюзий, она становится шкалой стереотипов, формирующей не только массовое сознание, но и соответствующее поведение
людей.
Средства массовой коммуникации осуществляют мощное воздействие на формирование ценностных ориентаций, вкусов и даже
потребностей людей, определенным образом организуя общественное мнение потребителей информации. Именно средства массовой
коммуникации обеспечивают рекламу любому товару. Массовая культура неразрывно связана с общими идеями потребительства, она
неотделима от такого значимого явления современной жизни, как мода, с ее законами подражания, внушения и заразительности.
Массовая культуразакономерное явление любого общества. Она формирует социокультурную ситуацию в каждом социуме, так
как она связана со становлением и развитием массового сознания, а формирование этого массового сознания может идти как по высо-
конравственным образцам, так и по антигуманным.