ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
ненным высокого исторического смысла. Более 20 лет художник трудился над своим монументальным полотном «Явление Христа
народу», основной темой которого явилось духовное перерождение погрязших в страданиях и пороках людей.
В середине 40-х гг. складывается глубоко демократическое по своему содержанию искусство Павла Андреевича Федотова (1815 –
1852), знаменующее новый этап в развитии бытового жанра. Рисуя быт чиновников, купцов, обедневших, хотя и не потерявших своих
претензий дворян, Федотов делал достоянием искусства образы и темы, ранее не затрагивавшиеся жанровой живописью. Он показывал
чванство и тупость чиновников, наивное самодовольство и хитрость толстосумов-купцов, безнадежную пустоту существования офи-
церства в провинции в эпоху николаевской реакции, горькую участь своего собрата-художника («Сватовство майора», «Свежий кава-
лер», «Утро чиновника», «Анкор, еще анкор!»).
В 50-е гг. бытовой жанр приобретает все большее значение. Однако лишь в 60-е гг., в пору демократического подъема, бытовая
живопись достигает уровня боевого искусства. Необходимость правдивого искусства, обращенного прежде всего к современной жиз-
ни, глубоко вскрывающего и бичующего социальные пороки, борющегося за интересы народа, – эти требования, выдвигавшиеся Н.Г.
Чернышевским и другими революционерами-демократами, находят свое отражение в творчестве В.Г. Перова (1834 – 1882), И.М. Пря-
нишникова (1840 – 1894), Н.В. Неврева (1830 – 1904) и ряда других живописцев и рисовальщиков того времени. Обличение невежест-
венного духовенства как опоры самодержавия, произвола чиновников, жестоких и грубых нравов купцов, изображение тяжелой доли
крестьянства и забитости маленьких «униженных и оскорбленных» людей составляют основное содержание картин этих художников,
пробуждающих в зрителе протест против тогдашнего общественного строя. Немалый вклад художники-шестидесятники внесли и в
область портрета. Портреты Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, В.И. Даля и других известных людей, созданные Василием Гри-
горьевичем Перовым, по глубине психологического и социального анализа представляют выдающиеся произведения портретной жи-
вописи.
Академия художеств, продолжая сохранять значение основного центра профессиональной подготовки, превратилась со временем
в консервативное учреждение, отстаивала программу и идейные установки искусства в прежних академических рамках, уже не отве-
чавших веяниям времени. Это привело к публичному разрыву с Академией группы одаренных художников – ее выпускников во главе
с И.Н. Крамским («бунт 14-ти протестантов»), что имело огромный общественный резонанс. Уход из Академии (1863) и создание сво-
бодной «Артели художников» стали предпосылкой для возникновения нового направления в русской живописи, с самого начала про-
тивопоставившего себя Академии художеств.
В 1870 г. возникло «Товарищество художественных передвижных выставок», сгруппировавшее вокруг себя лучшие творческие
силы.
В противовес официальной Академии художеств «передвижники» поддерживали все передовые художественные начинания, сыграв
огромную роль в развитии реалистического русского искусства.
Художественное движение 60-х гг. подготовило почву для расцвета искусства в 70 – 80-е гг. XIX в.
Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике, причем в их полотнах преобладала национальная
тема. Они использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер исторических персонажей. Пере-
движникам свойственно было изображение переломных моментов в русской истории. Они по-новому трактовали исторические сюжеты,
показывая отечественную историю через психологическую драму отдельной, как правило, выдающейся личности (Н.Н. Ге «Петр I допра-
шивает царевича Алексея», 1871; И.Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван», 1885).
Основные достижения исторической живописи этого времени связаны с творчеством В.И. Сурикова (1848 – 1916). Его интересо-
вали периоды больших социально-политических и духовных конфликтов, проявления народной борьбы против официальной государ-
ственности и церковности. Он сказал новое слово в исторической живописи, показав народ как движущую силу истории («Утро стре-
лецкой казни», 1881; «Боярыня Морозова» 1887 и др.). Суриковская трактовка исторических тем была следствием новых представле-
ний об историческом процессе и месте в нем народных масс, которые отличали общественную мысль и литературу эпохи разночинцев.
Близок к передвижникам по своим эстетическим воззрениям М.М. Антокольский (1843 – 1902), сыгравший большую роль в раз-
витии русской реалистической скульптуры. Он создал серию исторических произведений («Иван Грозный», «Петр I», «Нестор-
летописец», «Ярослав Мудрый» и др.). Опекушин A.M. (1838 – 1923) – один из представителей монументальной скульптуры – был
автором памятника А.С. Пушкину в Москве. Открытие памятника великому поэту, созданного на добровольные пожертвования, со-
стоялось в июне 1880 г. и стало событием огромного культурного значения. Подводя итоги, можно сказать, что XIX в. был поистине
«золотым веком» русской культуры.
Контрольные вопросы
1. Наука и просвещение в России XVIII в.
2. Ведущие художественные стили XVIII в.
3. Просветительская деятельность Екатерины II.
4. Выдающиеся деятели России и Европы о Екатерине II.
5. Масонство в России. Найдите описание масонской ложи у Л. Толстого в «Войне и мире».
6. Общественно-политическая жизнь России начала XIX в. и ее отображение в русской культуре.
7. Образование и наука XIX в.
8. Литература XIX в. – золотой фонд мировой литературы.
9. Искания в театре и музыке.
10. Архитектура, скульптура, живопись XIX в.
Список рекомендуемой литературы
1. Борзаковский, П. Императрица Екатерина Вторая Великая / П. Борзаковский. – М., 1991.
2. Брикнер, А. История Екатерины Второй / А. Брикнер. – М., 1991.
3. Заичкин, И.А. Русская история: от Екатерины Великой до Александра II / И.А. Заичкин, И.Н. Почкарев. – М., 1994.
4. Ионов, И.Н. Российская цивилизация. IX – начало XX в. / И.Н. Ионов. – М., 1995.
5. Колбчевский, В.О. Исторические портреты / В.О. Колбчевский. – М., 1990.
6. Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории / С.Ф. Платонов. – Петрозаводск, 1996.
7. Ракова, М.М. История русского искусства / М.М. Ракова, И.В. Рязанцева. – М., 1978.
8. Хрестоматия по истории России : в 4 т. – М., 1994. – Т. 4.
9. Юдин, А.В. Русская народная духовная культура / А.В. Юдин. – М., 1999.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- …
- следующая ›
- последняя »