Культурология. Головашин В.А. - 67 стр.

UptoLike

Составители: 

Третьим выдающимся критиком той эпохи был Дмитрий Иванович Писарев (1840 – 1868). Его критические статьи появились в
основном после 1863 г., когда общественный подъем конца 50 – начала 60-х гг. был уже позади. Последователь вульгарно-
материалистической философии Бюхнера и Молешотта Писарев все надежды возлагал на развитие научных знаний, которые должны
были, по его мнению, способствовать общественному прогрессу. Писарев утонул 28 лет от роду при невыясненных обстоятельствах,
его блестящая литературно-критическая деятельность оборвалась слишком рано.
К революционно-демократическому лагерю, возглавляемому Чернышевским, примыкали два великих художникаНекрасов и
Салтыков-Щедрин. Редактор «Современника» и «Отечественных записок» Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1878) был другом и
единомышленником Белинского и Чернышевского. В борьбе, которую революционные демократы вели против либерального лагеря,
Некрасов держал сторону демократов, хотя и не всегда последовательно.
Народ изображен во многих стихотворениях и поэмах Некрасова, таких, как «Мороз-красный нос» (1863), «Кому на Руси жить
хорошо» (1863 – 1877). Поэт показал не только страдания людей из народа, но и их физическую и нравственную красоту, раскрыл их
представления о жизни, их вкусы. Поэт утверждал превосходство крестьян над пемещиками, изображал своекорыстие и жестокость
бар-тунеядцев.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 – 1889) – сатирик мирового значения. В «Истории одного города» (1869 – 1870) он
даст обобщенное сатирическое изображение царизма, верховной власти российской империи. В романе «Господа Головлевы» (1870 –
1880) сатириком показан распад дворянской семьи, а в образе Иудушки воплощены мерзость и смрад крепостничества. В «Сказках»
(1869 – 1886) Щедрин, используя условно-фантастическую форму, с исключительной силой, наглядностью и выразительностью пока-
зал социальные типы русской жизникрестьян, чиновников, генералов, а также отношения между ними.
В художественной литературе второй половины XIX в. нашли отображение социальные сдвиги, которые произошли в порефор-
менной России. Дух обличительства, критическое отношение к существующей действительности были характерны для произведений
русских писателей первых пореформенных десятилетий. Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти
пути борьбы с ним.
Литература пореформенного времени представляла собой «яркое созвездие великих имен». В эти годы создавали произведения
крупнейшие русские писатели, творческий путь которых начался еще в предшествующую эпоху. Новое поколение писателей-
реалистов, которое пришло в 60 – 70-е гг., принесло новые темы, жанры, идейно-эстетические принципы. В литературном процессе тех
лет ведущее место принадлежало очерку, в котором ставились острые социальные проблемы, коренные вопросы жизни и быта кресть-
янства (очерки Н.В. Успенского, В.А. Слепцова, Г.И. Успенского и др.).
60 – 70-е гг. – время расцвета и наибольших достижений русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечест-
венную и мировую культуру внесли И.С. Тургенев (1818 – 1883) и Ф.М. Достоевский (1821 – 1881). В романе И.С. Тургенева «Отцы и
дети», опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохиразночинцев и демократов.
Творчество Федора Михайловича Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое, всегда глубоко нравственно. Боль за уни-
женных и оскорбленных, вера в человека были главной темой писателя.
Сам Ф.М. Достоевский был осужден по делу петрашевцев, приговорен к расстрелу, который заменили по приказу царя каторгой.
В Омской каторжской тюрьме писатель провел четыре года вместе с ворами и убийцами. «Каторжники не испугали меня. Это был
русский народ», – писал Ф.М. Достоевский. Лучшие романы Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья
Карамазовы» составляют золотой фонд мировой литературы.
Вершиной русской литературы XIX в. стало творчество Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910). Он ставил в своих романах,
повестях, драмах, публицистике «великие вопросы». Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины (историческая эпопея «Вой-
на и мир»). Одним из острых социальных литературных произведений современности стал роман Толстого «Анна Каренина», в кото-
ром он, изображая жизнь русского общества 70-х гг., выносит беспощадный приговор буржуазно-помещичьему строю, его морали,
нравам, устоям. Толстой Л. много времени уделял вопросам теологии. Он перевел на русский язык и прокомментировал «Библию»,
«Евангелие» и «Талмуд». Юбилейное собрание сочинений Л.Н. Толстого насчитывает 90 томов.
Наряду с литературой во второй половине XIX в. развивалась историческая наука.
Большое значение для русской историографии имело возникновение марксистского направления, связанного с именем Г.В. Пле-
ханова (1856 – 1918), теоретика и пропагандиста идей марксизма в России. К 1883 г. относится его первая марксистская работа «Со-
циализм и политическая борьба».
В области филологии и лингвистики много сделал И.И. Срезневский (1812 – 1880) – основатель петербургской школы славистов.
Им написаны ценные работы по истории старославянского языка, истории древнерусской литературы. Крупным лингвистом, основа-
телем московской лингвистической школы был Ф.Ф. Фортунатов (1848 – 1914). Огромную работу по собиранию и изучению народно-
го творчества проделал В.И. Даль, издавший в 60-е гг. XIX в. «Толковый словарь живого великорусского языка», который не утратил
своего научного значения и по сей день. В советское время словарь В.И. Даля неоднократно переиздавался так же, как и собранные им
«Пословицы русского народа».
Отличительной чертой научной жизни пореформенного времени были широкая общественно-просветительская деятельность уче-
ных, популяризация научных знаний через публичные лекции, издание научно-популярной литературы. В это время выросло число науч-
ных и специальных периодических изданий (примерно с 60 – в мае 1855 г. до 500 – к концу столетия), причем, в первую очередь, этот рост
коснулся провинции (вместо семи стало издаваться около 180 научных журналов).
Театральная жизнь России XIX в. также переживала свой «Золотой Век». Состояние театра в пореформенную эпоху определя-
лось успехами отечественной драматургии. Театральная общественность привлекла внимание к животрепещущим вопросам развития
театра: улучшению профессионального актерского образования, расширению сети театров за счет создания частных антреприз. Моно-
полия казенных театров под влиянием требований прогрессивной общественности в 1882 г. была отменена. Однако еще раньше част-
ные театры стали возникать под видом «домашних спектаклей», «семейных вечеров» и т.д.
Так появился в Москве Артистический кружокобщественно-художественная организация (1865 – 1883), созданная по инициа-
тиве А.Н. Островского, Н.Г. Рубинштейна, В.Ф. Одоевского, и первый Народный театр на Политехнической выставке (1872).
Основными центрами театральной культуры продолжали оставаться Малый и Александрийский театры. Однако значительно вы-
росло число театров и театральных трупп в провинциальных городах России, появился новый демократический зритель, главным обра-
зом, из разночинской среды. Театр все более становился органической частью общественно-культурной жизни, охватывал уже не толь-
ко узкий круг столичной публики, но и более широкие слои провинциальной интеллигенции. С усилением острых проблем в общест-
венной жизни в театре рос интерес к современной бытовой драме.
Развитие русского театра во второй половине XIX в. неразрывно связано с именем А.Н. Островского (1823 – 1886), который счи-
тал театр «признаком зрелости нации, так же, как академии, университеты, музеи». Драматургия Островскогозамечательное явление
художественной национальной культуры. С постановки пьесы «Не в свои сани не садись» (1852) на сцене Малого театра произведения
Островского заняли ведущее место в его репертуаре. На драматургии Островского воспитывались многие талантливые русские актеры
(П.М. Садовский, Н.Х. Рыбаков, П.А. Стрепетова, А.Е. Мартынов и др.).