ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
русской литературы в борьбе против Булгарина и Греча, нападавших на прогрессивную литературу в своих органах – газете «Северная
пчела» и журнале «Сын отечества».
Крупнейший прозаик конца XVIII – начала ХIХ вв., писатель и историограф Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) в мо-
лодости был не чужд либерализма. Его «Письма русского путешественника» сыграли важную роль в ознакомлении читателей с запад-
ноевропейской жизнью и культурой. Самая известная из его повестей – «Бедная Лиза» (1792) рассказывает трогательную историю
любви дворянина и крестьянки.
Произведения Василия Андреевича Жуковского (1783 – 1852) составили важный этап в развитии русской лирики – этап романти-
ческий. Жуковский пережил глубокое разочарование Просвещением XVIII в., и это разочарование обратило его мысль к
cредневековью. Как истинный романтик Жуковский считал блага жизни преходящими и видел счастье лишь в погружении во внутрен-
ний мир человека. Гениальный переводчик. Жуковский открыл русскому читателю западноевропейскую романтическую поэзию. Осо-
бенно замечательны его переводы из Шиллера и английских романтиков. Совершенно особую роль сыграл В.А. Жуковский как воспи-
татель будущего императора Александра II.
Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844) начал свой литературный путь как журналист и драматург радикально-просветительного
направления. Однако главной его заслугой является создание классической русской басни. Крылов часто брал сюжеты своих басен у
других баснописцев, прежде всего у Лафонтена. Но при этом он всегда оставался глубоко национальным поэтом, отражавшим в своих
баснях особенности русского национального характера и ума. Жанр басни он довел до высокой естественности и простоты.
Много литераторов и поэтов было среди декабристов. Самым крупным поэтом среди декабристов был Кондратий Федорович Ры-
леев (1795 – 1826). Автор тираноборческих стихотворений, таких, как «Гражданин» и «К временщику», он написал также серию пат-
риотических «Дум». Под влиянием Пушкина Рылеев создал романтическую поэму «Войнаровский», в которой изображена трагическая
судьба украинского патриота.
Идейно были связаны с декабризмом в определенные периоды их жизни два величайших писателя того времени – Грибоедов и
Пушкин.
Заслуги Александра Сергеевича Грибоедова (1795 – 1829) перед русской литературой основаны на одном произведении. «Гри-
боедов сделал свое дело – он написал «Горе от ума», – такими словами Пушкин подвел итог краткой жизни своего замечательного
современника. Не менее важны заслуги перед Россией Грибоедова-дипломата. Именно ему Россия обязана подписанием Туркманчай-
ского мирного договора.
Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837) – великий сын России. Если М.В. Ломоносов, по его словам, был «первым русским
университетом», то А.С. Пушкин стал историко-филологическим факультетом этого университета. Он все познал и всему дал свою
оценку. Трудно найти область литературы, где бы Пушкин не оставил потомству блестящие образцы своей деятельности. Он был не
только поэтом, прозаиком, драматургом, критиком; он был вдумчивым историком, незаурядным издателем самого популярного рус-
ского журнала «Современник», переводчиком с нескольких иностранных языков.
Преемником Пушкина в «осиротевшей» после его безвременной смерти русской литературе называли современники М.Ю. Лер-
монтова (1814 – 1841). Лермонтов был, безусловно, не менее гениален, чем Пушкин, но жизненный путь его оборвался еще раньше. Он
так же, как и его кумир, погиб на дуэли в возрасте 27 лет.
Младший современник и друг А.С. Пушкина малороссийский писатель Н.В. Гоголь (1809 – 1852), один из создателей школы реа-
лизма в русской литературе, узнав о смерти А.С. Пушкина, писал: «Не житье умным людям в России, только свиньи в ней живучи».
Гоголь обессмертил свое имя, создав гениальную поэму «Мертвые души», которую А.И. Герцен назвал «эпитафией всей никола-
евской России». К сожалению, Н.В. Гоголь также рано ушел из жизни. Разочаровавшись в своих идеях, придя к христианской вере, он
сжег второй том «Мертвых душ» и уморил себя постом и покаянными молитвами. Гоголь скончался в возрасте 43 лет и был похоронен
на кладбище Донского монастыря. При эксгумации тела Гоголя в 30-х гг. XX в. обнаружилось, что труп лежал в гробу на боку, и воз-
никла версия о захоронении Гоголя живым, находившимся в состоянии летаргического сна.
Конец дворянского периода освободительного движения и начало разночинского, буржуазно-демократического, не могли не ока-
зать серьезного влияния на развитие русской демократической литературы. Она сделала решительные шаги по пути приближения к
актуальным вопросам общественной жизни. Окончательное размежевание либеральной и демократической тенденций в русском обще-
ственном движении привело к перегруппировке сил и в литературе.
В 50-е гг. журнал «Современник» объединял вокруг себя крупнейших демократических и либерально настроенных писателей. К
концу 50-х гг. писатели умеренного направления окончательно порывают с журналом, и он становится органом революционной демо-
кратии. Идейным руководителем журнала стал Н.Г. Чернышевский. Революционно-демократический лагерь в литературе представля-
ли также Герцен, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-Щедрин.
Александр Иванович Герцен (1812 – 1870) был не только мыслителем и революционером, но и замечательным писателем. Осо-
бенность его таланта заключалась не столько в умении создавать пластические образы, сколько в способности объяснить те общест-
венные явления, которые он изображал.
Герцен стремился к свободной форме, которая давала бы ему возможность выразить свои мысли и чувства. Он нашел такую фор-
му в своих замечательных мемуарах «Былое и думы» (1850 – 1860-е). В них автор не только рассказывает свою жизнь, не только рису-
ет широкую картину общественной борьбы в России и на Западе, но выражает также свои наиболее общие и глубокие идеи. Герцен
оказал большое влияние на развитие русской публицистики.
Величайшим представителем революционно-демократического направления в развитии эстетической мысли и литературы был
Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889).
Основным теоретическим произведением Чернышевского является его диссертация «Эстетические отношения искусства к дейст-
вительности» (1855), в которой он полемизирует с идеалистической эстетикой последователей Гегеля. Отстаивая материалистическую
точку зрения, Чернышевский доказывал, что «прекрасное есть жизнь». Задача искусства состоит поэтому и в том, чтобы изображать
жизнь, и в том, чтобы произнести приговор ее отрицательным явлениям. Отличительной особенностью диссертации являлось то, что
она была написана сразу набело, без единой цитаты, «наперекор общей замашке хвастаться взятой напрокат умностью», – как писал
Н.Г. Чернышевский.
Большое значение имел роман Чернышевского «Что делать?» (1863), написанный им в Алексеевской равелине Петропавловской
крепости и чудом увидевший свет в журнале «Современник», издаваемом А.И. Некрасовым. В нем Чернышевский показал представи-
телей передовой интеллигенции, выдвинутых эпохой демократического подъема в России. За свои революционные идеи Чернышев-
ский был осужден и более 14 лет провел в Сибири.
Ученик и соратник Чернышевского Николай Александрович Добролюбов (1836 – 1861) опирался в своей критике на те же рево-
люционно-демократические идеи, которые лежали в основе подхода Чернышевского к вопросам эстетики. В своих выдающихся стать-
ях «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве» и других Добролюбов выступает, по его собственному
выражению, как представитель «реальной критики».
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- …
- следующая ›
- последняя »