Культурология. Головашин В.А. - 68 стр.

UptoLike

Составители: 

XIX векблестящая пора в истории русской музыки. Под воздействием событий Отечественной войны 1812 г. широкое отраже-
ние получила героико-патриотическая тема, воплощенная в творчестве С.А. Дегтяреваавтора первой русской оратории «Минин и
Пожарский», Д.Н. Кашина, СИ. Давыдова, И.А. Козловского. Создаются русские песни в народном духе, бытовые романсы, баллады.
В проникновенных романсах А.А. Алябьева (1787 – 1851), задушевных лирических песнях А.Е. Варламова (1801 – 1848) и А.Л.
Гурилева (1803 – 1858), обаятельных национально-романтических операх А.Н. Верстовского (1799 – 1862) – автора знаменитой «Ас-
кольдовой могилы» – нашли выход яркие, прогрессивные стремления русского искусства. Но только М.И. Глинке удалось ввести рус-
скую музыку в круг мировых явлений, возвысив ее до уровня передовых идей своего времени. Творчество Михаила Ивановича Глинки
(1804 – 1857) – великолепное начало классического периода русской музыки. Историческая заслуга Глинки заключается, прежде всего,
в глубоком понимании задач народности и реализма.
Уже первая опера Глинки «Иван Сусанин» (1836) была явлением крупного мирового значения. В «Иване Сусанине» (оригиналь-
ное название оперы «Жизнь за царя») Глинка создал высокую патриотическую трагедию, равной которой не знала Российская оперная
сцена. Чувство глубокого патриотизма находит высшее выражение в гениальном хоре «Славься», увенчивающем оперу торжествен-
ным гимном ликования.
Иной художественный строй лег в основу оперы «Руслан и Людмила» (1842) – монументальной оперы сказочно-эпического
склада. Взяв сюжет пушкинской поэмы, Глинка углубляет в «Руслане и Людмиле» черты былинного повествования. Во всем величии
встают здесь картины седой старины, образы богатырской героики.
Традиции Глинки продолжил его младший современник Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869). Ученик и друг
Глинки, он следовал его заветам народности и жизненной правды.
В романсах Даргомыжского выразилось стремление приблизить музыку к живой человеческой речи. Лучшие черты его глубоко
своеобразной лирики свойственны романсам-монологам на слова М.Ю. Лермонтова, с их настроением тягостного и скорбного разду-
мья.
Центральное произведение Даргомыжскогоопера «Русалка» (1855) – положило начало новому жанру психологической драмы в
русской музыке.
Новаторские искания Даргомыжского находят свое наибольшее выражение в его последней опере «Каменный гость» на сюжет
одной из «Маленьких трагедий» Пушкина.
Общественно-идейная атмосфера первых пореформенных десятилетий сказалась на состоянии музыки. В 1859 г. по инициативе
А.Г. Рубинштейна (1829 – 1894) было организовано Русское музыкальное общество «для развития музыкального образования, вкуса к
музыке в России и поощрения отечественных талантов». Общество устраивало симфонические и камерные концерты. В Петербурге по
инициативе А.Г. Рубинштейна (1862), а затем в Москве (организатор Н.Г. Рубинштейн, 1866) были открыты консерватории, положив-
шие начало профессиональному музыкальному образованию в России.
В Петербурге в 60-е гг. композитором М.А. Балакиревым и преподавателем пения Г.Я. Ломакиным была открыта музыкальная
бесплатная школа, существовавшая до 1917 г.
Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов
«Могучая кучка» (М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Ц.А. Кюи, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков). Это название дал ему музы-
кальный критик и его идейный руководитель В.В. Стасов. Идейно-нравственные взгляды этого содружества формировались под воз-
действием передовых идей 60 – 70-х гг. Одной из основных черт эстетики и музыкального творчества композиторов «Могучей кучки»
было стремление передать в музыке правду жизни, национальный характер. Они широко использовали музыкальный фольклор, тяго-
тели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы.
Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем Петра Ильича Чайковского (1840 – 1893). Он один из величайших
композиторов нашей эпохи, оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного
музыкального искусства (балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», симфонии, ро-
мансы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.).
Отличительным свойством пореформенного музыкального искусства была его программность, использование в музыке нацио-
нальных мотивов, сюжетов из литературных произведений.
В начале XIX в. глубокие сдвиги в общественной жизни России способствовали вызреванию новых течений в живописи, скульп-
туре и архитектуре. Под влиянием общественного и патриотического подъема новое содержание и плодотворное развитие в ряде об-
ластей искусства получает классицизм. В стиле зрелого классицизма с его мощными, сильными и монументально-простыми формами
строятся лучшие общественные, административные, а также жилые здания Петербурга, Москвы и ряда провинциальных городов. Об-
ширными ансамблями украшаются главные города России: в ПетербургеАдмиралтействопостройки А.Д. Захарова, Казанский
собор и Горный институт (А.Н. Воронихина), Биржа – (Тома де Томона) и ряд сооружений К.И. Росси; в Москвекомплексы построек
О.П. Бове, Д.П. Жилярди и других мастеров (новый фасад Университета, Манеж и др.). В процессе интенсивного строительства в пер-
вые десятилетия XIX в. окончательно складывается классический облик Петербурга, так поражавший своей прозрачностью, стройно-
стью и величественностью, образ «Северной Пальмиры», который воспели А.С. Пушкин, К.Н. Батюшков и другие поэты. Неувядаемой
красоте зданий содействовала и монументально-декоративная скульптура, переживавшая в творениях И.П. Мартоса, Ф.Ф. Щедрина,
В.И. Демута-Малиновского и С.С. Пименова свой расцвет. В памятнике Минину и Пожарскому работы И.П. Мартоса воплотилось
высокое патриотическое воодушевление передовых людей тогдашнего русского общества.
Развитие живописи и графики в начале XIX в. определялось реалистическими исканиями, стремлением художников к непосред-
ственным жизненным наблюдениям, что отражало общий процесс приближения искусства к действительности.
Большую роль в этом завоевании реального мира искусством, в усилении эмоционального, лирического начала играл романтизм,
особенно заметно проявивший себя в портретной и пейзажной живописи. Плодотворное развитие в этот период получает бытовой
жанр. Отмеченные чертами романтизма портреты работы О.А. Кипренского (1782 – 1836) выделяются среди современных ему произ-
ведений портретного искусства одухотворенностью и пленительной простотой образов. Тонкую поэзию сумел почувствовать в приро-
де Италии С.Ф. Щедрин (1751 – 1830). В своих пейзажах, овеянных мягким, мечтательным настроением, он стремился уловить живую
жизнь природы, различные ее состояния. Глубокое внимание к народу, пробужденное передовым общественные движением, отрази-
лось в творчестве В.А. Тропинина (1776 – 1857) и особенно А.Г. Венецианова (1780 – 1847), в чьих жанровых картинах и портретах
раскрывались нравственные качества крепостных крестьян, рисовался задушевный образ русской природы.
На первое место в искусстве 30-х гг. выдвигается историческая живопись. Брюллов К.П. (1799 – 1852) в картине «Последний
день Помпеи» изобразил гибель людей, на которых обрушилась слепая, всеразрушающая стихия.
Глубоко отразил в своем творчестве волнующие идеи современности Александр Андреевич Иванов (1806 – 1858). Остро ощущая
социальную несправедливость, полный предчувствия грядущих перемен, он стремился найти тему, которая позволила бы показать
поворотный момент в жизни человечества. Он остановился на евангельском рассказе о пришествии Мессии, казавшемся ему испол-