Очерки истории мировой культуры (культурология). Ч.1. Головашин В.А. - 26 стр.

UptoLike

Составители: 

плосковыпуклого кирпича и по строгому расчету слегка наклонены внутрь, что создавало оптическую ил-
люзию их вертикальности, уносящей дух молящихся высоко под своды храма. Этот оптический эффект
шумеры знали за две тысячи лет до греков, использовавших его при строительстве, например, храма
Аполлона.
На террасах храма росли сады. К вершине храма вела большая лестница из крупных блоков белого
известняка. У входа в храм стояли скульптурные фигуры львов в натуральную величину из меди, набитой
на основу из битума и дерева. Кирпичная кладка также скреплялась битумом, он широко использовался в
строительстве.
В фундаменте храма археологи нашли табличку, в которой говорилось, что храм воздвиг второй царь
первой династии царей в городе Ур-Аниипадд, сын Мессанипадда для своей владычицы Нин-Харсаг. Кем
она былаженой царя, матерью или богиней, которой он поклонялся, – это осталось неясным.
Самые значительные постройки в городе Ур были воздвигнуты во время третьей династии его ца-
рей на рубеже третьего и второго тысячелетия до н.э. В это время Ур не только столица государства
шумеров, но и центр торговли и ремесел, имевший связи не только с соседями, но и с заморскими тер-
риториями. Довольно развитыми шумерскими городами были также Урук, Киш и некоторые другие.
Самым главным, поистине великим и гениальным культурным достижением шумеров, несомненно,
явилось издание ими скорее всего самой первой письменности в истории человечества. Она зародилась
здесь уже в середине IV тысячелетия до н.э. Это было сначала рисуночное письмо. (Существует мнение,
поддерживаемое рядом ученых, что рисуночное письмо изобретено народом, жившим в Месопотамии еще
до шумеров, а последние лишь усовершенствовали этот вид древней письменности). Слова, обозначавшие
предметы или явления видимого мира, изображались стилизованными рисунками. Например, вода рисова-
лась двумя волнистыми линиями, а слово "звезда" – рисунком, похожим на нашу букву "ж". Однако в од-
ном и том же месте знаки имели до десяти и более значений, что представило большие трудности уче-
ным при расшифровке и прочтении шумерской клинописи. Достоинствами этой письменности явилось
то, что со временем она все более упрощалась. К концу III тысячелетия до нашей эры она уже была
близка к алфавитной, т.е. знаки-понятия превращались в буквы. Однако этот процесс закончился только
в I тысячелетии до нашей эры уже в Персии. Таким образом, нашим алфавитам в разных языках мы
обязаны шумерской письменности, которая сумела, в отличие от китайской иероглифики, найти про-
грессивный способ передачи содержания на обожженных глиняных табличках. До нас их дошло бес-
численное множество. Перестав быть живым языком, шумерский язык стал языком ученых, подобно
латыни и древнегреческому.
Обучение грамоте проводилось в школах при храмах и дворцах. Оно было платным, к обучению
допускались только дети привилегированных лиц: жрецов, чиновников, капитанов кораблей, воена-
чальников. Для нерадивых учеников в руках у специального школьного надзирателя всегда был хлыст.
Религия шумеров, как и египетская, знала множество богов и богинь, вплоть до покровителей от-
дельных кварталов в городах. Но если египтяне верили в загробную жизнь и создали культ преодоления
смерти, то шумеры признавали смерть как завершение жизни. Захоронения их царей и знати были куда
более скромными, чем египетские, и не свидетельствовали о заботах обеспечить усопшего всем необхо-
димым для загробной жизни.
В верованиях шумеров сохранились пережитки давней тотемной системы. Так, некоторые боги по-
читались в образе животных, птиц, рыб. В дальнейшем в большинстве случаев они приобрели более аб-
страктный облик, лишь иногда сохраняя при этом некоторые атрибуты животных. В религиозной идео-
логии шумеро-аккадцев нашла свое отражение также смена древнего матриархата на более современ-
ный патриархат, отвечающий изменившимся условиям ведения хозяйства и владения собственностью.
Приведенные жрецами в систему религиозные представления отводят богиням в пантеоне богов второ-
степенную роль. Они хотя и участвуют в советах богов, но без решающего права голоса.
Уже древние шумеры имели свои религиозные представления о космологии, свои понятия о том,
как и кем был создан весь видимый мир. Первичной стихией, согласно их мифологической концепции,
был водный хаос, в недрах которого зародилась твердь в виде огромной горы, вершину которой зани-
мал бог неба, а подножиебогиня земли. От этой божественной пары родился бог воздуха Энлиль. Ко-
гда он подрос и возмужал, то разрезал гору у ее основания, отделив тем самым навсегда небо от земли.
Став единовластным богом земли, он породил все последующие поколения богов. Его старший сын
стал богом Луны, устами которого является Солнце, а также планета любви Иншена. Поскольку выхо-
дило из этих представлений о космологии, что Луна старше Солнца, то шумеры первой половиной су-
ток считали ночь, а не день.