Очерки истории мировой культуры (культурология). Ч.1. Головашин В.А. - 27 стр.

UptoLike

Составители: 

От человеческих жертвоприношений богам уже в третьем тысячелетии до нашей эры шумеры отка-
зались, заменив их закланием ягнят. Во время праздников идолы богов выносились из храмов. Их несли
во главе торжественных процессий или везли по воде в роскошно украшенных ладьях. Молитвы в хра-
мах совершались в сопровождении игры на флейтах, арфах и других музыкальных инструментах.
Наряду с богами, которых можно было умиротворить обильным жертвоприношением и молитвами,
в религии шумеров имели место и силы зла в виде не знающих жалости демонов. Воздействовать на них
можно было только с помощью магии, которая в основном сводилась, как и в первобытном обществе, к
уничтожению фигурок, изображавших этих демонов.
Но, может быть, самое великое, что создала шумерская культура, – это образ Человека, ставшего с
богами как равный с равными, первую в мире поэму, пропевшую славу Человеку, свершающему великие,
доступные лишь богам дела, но доблестного земными доблестями и страдающего земными страданиями,
поэму о Гильгамеше.
Богиня любви и сладострастия, отвергнутая легендарным царем Шумера Гильгамешем за коварство
и бесчеловечность, желая отомстить герою, умертвила его единственного и горячо любимого друга, а на
самого Гильгамеша наслала коварную болезнь. Мучась от невыносимой боли, покрытый язвами и
струпьями, терзаемый страхом смерти, унесшей него друга и угрожающей ему самому, Гильгамеш ре-
шил отправиться к единственному их людей, кого боги наградили бессмертием. Он надеется, что ему
удастся узнать тайны вечной жизни. Бессмертный живет по ту сторону океана "вод смерти", которые не
удавалось переплыть еще никому, да и путь до этого океана тяжелый и "полный всяких страстей". Поч-
ти обессиленный болезнью Гильгамеш все же проходит этот путь и переплывает "воды смерти". Муд-
рец вылечивает Гильгамеша от болезни и говорит, что бессмертие ему даровали за то, что спас он во
время великого потопа, насланного злым богом, "семя жизни всякого рода". Затем он рассказывает
Гильгамешу, где найти волшебную траву, дарующую телесное бессмертие. И, когда с великими труда-
ми Гильгамеш достает эту траву, ее похищает злой дух в образе змеи
Трагично кончается это сказаниеутверждением неизбежности смерти даже такого героя, как
Гильгамеш.
Но Гильгамеш стал первым, кто понял, что только дела человека бессмертны, если они достойны
бессмертия, что "самый высокий человек не может коснуться небес", но надо делать все, чтобы "узнать
тайны Неба и Земли", и, если на этом пути "страх подступит к тебепрогони его вспять".
Сквозь тернии к звездамтысячелетия спустя сформулируют на языке Горация мысль, выражен-
ную в сказании о Гильгамеше
От шумеров до нас дошли первые литературные произведения чуть ли не во всех литературных
жанрах. Наряду с мифами о богах и их деяниях создавались эпические произведения, воспевающие
подвиги героев, отличавшихся от богов только своей смертностью. Таков цикл сказаний о Гильгамеше,
как удалось выяснить, действительно существовавшем царе в городе Урук, который при нем стал цен-
тром Двуречья.
Культуру шумеров, в том числе и их литературное искусство, перенял и развил народ возникшего
на земле шумеров государства Аккад, а затем Вавилон.
Контрольные вопросы
1 Где и когда возникли города-государства шумеров?
2 Каким был общественный строй в государствах шумеров?
3 Во что верили шумеры?
4 Как развивалась клинопись?
5 Кто унаследовал достижения шумерской культуры?
Литература: [2, 38, 82].